Доклад А. И. Яковлева на II конференции ЗаПЧЕЛ

14473

Уважаемые делегаты конференции!

Уважаемые гости!

В моем выступлении я хотел бы коснуться роли и места ЗаПЧЕЛ в сохранении культуры национальных меньшинств и прежде всего той трети жителей нашего государства – трети латвийских налогоплательщиков, кто связывает себя с русской культурой и чьим родным языком является русский.

Культура – это та сфера, у которой при недостатке средств отнимают деньги в первую очередь, а при их наличии – дают в последнюю. В отношении нацменьшинств в Латвии – это правило соблюдается с завидным постоянством. Получить средства из госбюджета, финансирование на проекты в области культуры в различных фондах, центрах, ассоциациях представителю нацменьшинств без серьезного лоббирования сегодня просто нереально. Конечно, нельзя утверждать, что средства не выделяются вообще. Но это, как правило, те проекты, которые укладываются в официальную концепцию, краеугольным камнем которой является понятие «оккупации».

Накануне выборов в 8-й Сейм я в качестве потенциального кандидата на пост министра культуры от тогда еще единого ЗаПЧЕЛа принимал участие в телевизионной дискуссии на Латвийском телевидении. Моими оппонентами были видные представители латышской интеллигенции, в том числе – действующий министр культуры, а также двое будущих министров. Они все говорили о сохранении и развитии латышской культуры, языка, среды. Когда же я призвал уважаемых коллег вспомнить о культурных потребностях нелатышей, коих в Латвии не менее 40 процентов, в прямом эфире повисла напряженная пауза, как будто я сказал что-то неприличное. Уже три года назад публично высказать накануне выборов мысль о том, что русскую культуру в Латвии тоже надо поддерживать – для латышского политика было смерти подобно. Сегодня из-за политики правящей элиты уровень взаимопонимания между латышской и русской общинами еще ниже. Показательным было голосование во время телепередачи „Kas notiek Latvijā?”, которая прошла в эфир на этой неделе. Среди зрителей (а это в основном латышская аудитория) – тех, кто считает, что у нас в отношении нацменьшинств проводится правильная политика, оказалось в пять раз больше, чем тех, кто с этой политикой несогласен и ее критикует.

Что является питательной средой для проявления нетерпимости у латышей по отношению к живущим здесь людям, для которых родной язык – русский? В первую очередь – агрессивное навязывание искаженных представлений об истории. У молодых людей, не живших сознательной жизнью в советское время, об основной части русских пытаются создать впечатление вообще как о каких-то пришельцах, десантировавшихся на территорию нынешней Латвии. Мне лично приходилось читать и слышать такие выражения как «орды», «биомасса». Между тем я позволю себе высказать предположение, что хотя бы просто в силу исторических причин на планете Земля у латышей нет более близкого этноса, чем русские! (Мы помним, например, какое количество в Латвии межнациональных – латышско-русских браков.) Разъяснение, восприятие этого тезиса титульной нацией, отказ от идеологизированных русофобских мифов способствовали бы формированию в Латвии этнически бесконфликтного общества. К сожалению, пока не чувствуется, что в обозримом будущем политика в Латвии может измениться.

Истинное представление об истории русских в Латвии, Прибалтике, их истории и культурных традициях необходимо и самим русским. Многие из них (или из нас) в результате массированной пропаганды – это касается и части взрослых, и особенно детей – испытывают своеобразный комплекс неполноценности. Но русским Латвии нечего стыдиться, они такие же коренные жители, как и латыши, их предки внесли значительный вклад в развитие этой территории.

У меня в семейной библиотеке хранится энциклопедический том „Latvijas Republika desmit pastāvēšanas gados”, который был выпущен соответственно к 10-летию существования Первой республики. Там в главе “Krievi Latvijā” черным по белому на государственом языке написано: ”Связи с Латвией русских жителей начинаются с 9-10 веков, с исторического существования обоих народов. Все это доказывает, что латвийских русских следует считать древними соседями латышей, с которыми они вместе прожили судьбы этой земли”. Конец цитаты.

В не столь давней истории – в конце девятнадцатого века – именно Российское государство создавало предпосылки для становления латышей как нации, российская интеллигенция поддержала стремление положить основу и развивать национальное латышское профессиональное искусство. В Российской империи было издано первое академическое издание латышских дайн, систематизированных Кришьянисом Бароном. Причем последние тома вышли в непростое для России время – уже шла Первая мировая война. Конкретных примеров более приводить не стану из-за недостатка времени.

Несколько слов хочется сказать о культуре советского периода Латвии. Подавление всего идеологически вредного в соответствии с критериями того времени, осуществлялось достаточно последовательно. Но! Издавались огромными тиражами произведения латышских авторов, заказывались и хорошо оплачивались авторские работы художников, скульпторов. За счет всесоюзных заказов процветала Рижская киностудия. Финансировались сотни самодеятельных певческих и танцевальных коллективов, домов культуры, библиотек, существовало среднее и бесплатное высшее образование на родном латышском языке языке, в том числе – такая кузница кадров, как латвийская Академия художеств. Когда в 73-м году в Ригу на 100-летие Праздника песни приехали зарубежные латыши, они во время гала-концерта плакали слезами радости от того, что увидели здесь – за «железным занавесом». Так и хочется воскликнуть: предоставьте русской общине Латвии в культурном отношении такие же «оккупационные условия»!

Что мы могли бы делать как политическая партия, отстаивающая культурные интересы национальных меньшинств, прежде всего – русских?

Объединение ЗаПЧЕЛ могло бы стать инициатором международной конференции, на которой профессионально, аргументированно была бы изложена история культурного сосуществования как латышей и русских, так и русских с другими национальностями в разные периоды истории.

Мог бы стать значимым культурным событием регулярно проводимый в Латвии Праздник русской песни.

Необходимо найти лучшие возможности сотрудничества с электронными СМИ, прежде всего – с телевидением, в том числе – для популяризации литературного русского языке.

Важной мне кажется задача – сохранить на видеоносителях воспоминания людей – свидетелей нашей истории. Они уходят из жизни. Я, например, успел записать на видеопленку интервью с своей бабушкой, которая рассказывала, как декламировала стихи в честь приезда в гимназию императрицы, или о своих ощущениях во время савинковского мятежа в Ярославле в 1918-м году. Ей тогда было 14 лет.

Почему ЗаПЧЕЛ дожен заниматься культурой? Возможно, нам скажут: отдайте эту сферу культурным обществам и занимайтесь политикой. Но дело в том, что в условиях, когда существенной государственной поддержки не предвидится, без политической составляющей усилия отдельных обществ будут малоэффективны. С государством, разумеется, необходимо сотрудничать там, где оно сотрудничать готово.

Основные тезисы культурной политики ЗаПЧЕЛ я бы сформулировал следующим образом:

1. Лояльность латвийскому государству. При этом ни на какую лояльность не могут рассчитывать те его представители, которые проводят ассимиляционную политику, чьи действия расходятся с духом и буквой европейской Pамочной конвенции o защите национальных меньшинств.

2. Сохранение русской культурной и языковой среды там, где это возможно, формирование адекватного исторического сознания у русской молодежи и при этом – способствование освоению и совершенствованию знания госязыка, воспитание в духе уважения к латышской культуре, а также культуре представителей других народов, живущих в Латвии.

3. На мой взгляд, необходима разработка конкретной программы поддержки русской культуры, включающей массовые мероприятия, и реализация этой прогамммы при сотрудничестве с государственными институциями, самоуправлениями, общественными организациями, зарубежными партнерами. Привлечение к этой деятельности профессионалов.

4. Сохранение национальной идентичности невозможно без тесного сотрудничества со своей этнической родиной. Обозначая эту позицию, ЗаПЧЕЛ выступает за укрепление контактов с Россией в области культуры, образования, в других гуманитарных сферах. Познание этнической родины особенно важно для молодежи. Поэтому мы будем способствовать реализации проектов, например, по восстановлению культурно-исторических памятников России силами молодых латвийцев.

5. Всемерная помощь и поддержка учителей русского языка и литературы, руководителей художественных коллективов, общественных организаций, ученых, чья деятельность направлена на сохранение и культурное воспроизводство русской общины в Латвии.

6. Шестое – последнее – на это должно хватить сил и ресурсов – работа с латышской молодежью – с той ее частью, которая тяготеет к русской культуре, языку. Предоставление латышской аудитории качественно подготовленной информации, как в электронном виде для размещения на интернет-порталах, так и в печатном виде, на аудио и видеоносителях.

Задачи названы на первый взгляд неподъемные. Но если не посталена цель, нет координации, то таким будет и результат. Поэтому в резолюцию конференции я и предложил включить соответствующий абзац.

Спасибо за внимание.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!