Финансовый кризис

6672

Поступающая из разных источников информация о состоянии мировых финансов остается крайне противоречивой. Кое-кто обнадеживает: западная экономика начинает подниматься. С другой стороны, многие аналитики говорят о новой волне глобального финансового кризиса: первая заключалась в неплатежеспособности банков, вторая – уже в неплатежеспособности суверенных стран. Последний номер публикуемого в Великобритании влиятельного еженедельника The Economist с тиражом, превышающим миллион экземпляров, выносит на обложку фразу «НОВАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» и снабжает ее красноречивой иллюстрацией: одинокая фигурка человека на едва-едва удерживающемся над пропастью тонком мостике. Хотя изрядная часть экономических и деловых новостей еженедельника посвящена проблеме финансовой помощи Греции, есть там и упоминание нашей страны. Латвия вместе с Грецией удостоилась хлесткого определения: «Европейские неудачники». Предлагаем читателям «Ракурса» статьи из трех разных западных изданий с одинаковым лейтмотивом.

Призрак, который преследует Европу

Спасение Греции не решит фискальных проблем в еврозоне

The Economist, 13-19 февраля 2010

(в сокращении, перевод с английского Алисы Деминой)

11 февраля министры финансов ЕС собрались в Брюсселе на двухдневный «неформальный» саммит с единственным вопросом в повестке дня: как наилучшим образом помочь Греции избежать дефолта и в то же время заверить рынки ценных бумаг в том, что другие страны еврозоны с существенным дефицитом бюджета, например, Ирландия, Португалия и Испания, все еще безопасны.

Престиж ЕС под угрозой, потому это будет исключительно «европейским решением», с ограниченным консультативным участием МВФ. Это будет совместная работа под руководством Франции и менее охотным участием Германии, страны с самыми глубокими карманами. Берлин обеспокоен тем, что спасение Греции только поощрит дальнейшее расточительство.

Согласованные действия ограничат политические последствия, которые последуют за спасением страны. Подобная кооперация позволит надавить на Грецию в отношении проведения реформ и сокращения государственных расходов как обязательных условий спасения. Однако потребность в координации затрудняет осуществление решительных действий и заставляет нервничать рынки облигаций. Вероятно, финансирование будет ограничено настолько, чтобы лишь помочь Греции исполнять свои непосредственные обязательства (20 миллиардов евро долга нуждаются в рефинансировании в апреле и в мае). Помощь может быть в виде гарантий по рефинансированию облигаций или прямой покупки этих облигаций для спасения Греции.

Для кого-то спасение Греции знаменует собой новую волну глобального финансового кризиса. Первая заключалась в неплатежеспособности банков; вторая – уже в неплатежеспособности суверенных стран.

Некоторые чиновники ЕС (и многие люди в Греции) чувствуют, что еврозона была выбрана спекулянтами. Они указывают на то, что долговое бремя Греции не страшнее, чем в других частях развитого мира. Проблема заключается в том, что источники беспокойства вроде Греции, с экономикой ниже среднего, очень не против тратить кредиты, выданные их более бережливыми собратьями.

Эти слова могут быть даже слишком мягкими. Владельцы долговых обязательств больше всего беспокоились о странах с большой потребностью в кредитах, которые добавляются к уже взятым обязательствам. В будущем они могут больше беспокоиться о долгосрочных перспективах роста ВВП. Вялые экономики этих стран не могут долго поддерживать долговое бремя; страны еврозоны с наиболее раздутым бременем задолженности также сталкиваются с серьезными препятствиями на пути роста. «Починка» государственных финансов – это только начало необходимой программы реформ.

Крах евро неизбежен, а спасать Грецию от банкротства бессмысленно

Сэм Флеминг и Тим Шипмен

The Daily Mail, 16 февраля 2010

(в сокращении, перевод с английского inopressa.ru)

Крах европейской валюты неизбежен, а спасать Грецию от банкротства бессмысленно, заявили в пятницу специалисты из Société Générale – одного из старейших и крупнейших банков Франции.

Это зловещее предостережение прозвучало на фоне дальнейшего ослабления евро и перспектив, что показатели рецессии перевалят за 10 процентов.

“По моему личному мнению, страны еврозоны не в силах помогать другим, если не считать временного утешающего “латания дыр” перед распадом зоны евро. Любая “помощь”, оказанная Греции, лишь отсрочит неизбежный распад”, – написал в документе специалист по стратегическому планированию Альберт Эдвардс.

Эдвардс считает, что экономики Португалии, Ирландии, Греции и Испании слишком слабы для членства в еврозоне. Будь у них национальные валюты, эти страны смогли бы укрепить экономику путем девальвации и снижения учетных ставок. Однако ныне слабые члены еврозоны обречены на многолетнюю болезненную дефляцию и падение уровня жизни, а также драконовское урезание бюджетов.

Изначальный изъян евро – колоссальная разница в конкурентоспособности между богатейшими и беднейшими странами зоны, полагает Матс Перссон, директор аналитического центра Open Europe (Брюссель). Чтобы нивелировать различия, ЕС необходим общий бюджет и единые налоги, – пояснил он.

В первом квартале 2010 года ВВП Германии сократится, в том числе из-за суровой зимы, предостерег со своей стороны президент Bundesbank Аксель Вебер. В пятницу были опубликованы данные, что совокупный экономический рост стран еврозоны в 4-м квартале 2009 года составил всего 0,1 процента. “Отсюда явствует, что экономика еврозоны пока не может сама встать на ноги”, – заметил экономист ING Bank Мартин ван Влит.

Страна холопов

Пол Крейг Робертс (бывший заместитель министра финансов США)

CounterPunch (США), 16 февраля 2010

(в сокращении, перевод с английского inosmi.ru)

Заголовки СМИ пестрят хорошими новостями: в четвертом квартале ВВП вырос на 5,7 процента; в январе выросли объемы розничных продаж; увеличилась к концу года производительность труда; доллар набирается сил. Хоть что-то из этого правда? И что все это значит?

Укрепление доллара никак не связано с его внутренними преимуществами. Доллар укрепляется, потому что государственный дефицит в Греции и других странах ЕС вызывает раскрутку стратегии carry trade (Сarry trade – стратегия действий инвесторов на фондовом и валютном рынке. Стратегия carry trade состоит в заимствовании средств в национальной валюте государства, установившего низкие процентные ставки, конвертации и инвестировании их в национальной валюте государств, установивших высокие процентные ставки) в долларах. Низкие процентные ставки в Америке делают выгодным для инвесторов и биржевых игроков заимствование долларов и использование их для покупки зарубежных ценных бумаг с более высокими ставками. Это, в частности, деноминированные в евро ценные бумаги Греции, Испании и Португалии. Проблемы дефицита в этих странах заставляют инвесторов и биржевиков продавать ценные бумаги и обменивать евро обратно на доллары, чтобы расплатиться по долларовым кредитам. Такое закрытие позиций временно увеличивает спрос на доллары и повышает их обменную стоимость.

Проблемы американской экономики слишком сложны, и традиционной политикой их не решить. Большое количество рабочих мест американцев из среднего класса ушло за рубеж: это обрабатывающая промышленность, промышленные и профессиональные услуги. А когда за рубеж уходят рабочие места, вместе с ними из страны уходят потребительские доходы и американский ВВП. За границу утекло так много рабочих мест, что в 21-м веке никакого роста реальных доходов в США не отмечается, за исключением доходов супербогачей, которые за счет перемещения производства и рабочих мест за пределы США получают многомиллионные прибыли.

А без роста потребительских доходов экономике просто некуда двигаться. Вашингтонские политики заменили рост доходов на рост долгов. Вместо того чтобы богатеть, потребитель все глубже залезает в долги. Глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен добился этого благодаря своей политике низких учетных ставок, которая вела к росту цен на жилье и создавала собственный капитал. Этим капиталом могли воспользоваться потребители для обеспечения своих кредитных заимствований по ипотеке.

Будучи не в состоянии обеспечивать свой привычный уровень жизни только за счет доходов, американцы тратили средства из своих ипотечных кредитов и увеличивали задолженность по кредитным картам, надеясь на то, что долги можно будет погасить за счет роста цен на недвижимость. А когда этот пузырь лопнул, долги задушили потребительский спрос, и экономика умерла.

Политики, делающие ставку на программы стимулирования, мыслят категориями той экономики, которой уже нет. Сегодня ситуация иная. Увольнения становятся результатом перемещения рабочих мест вместе с предприятиями за границу.

Американский доллар утратит свою роль резервной валюты. Когда это произойдет, американцы столкнутся с крупными экономическими потрясениями, поскольку по их уровню жизни будет нанесен еще один мощный удар.

Америка идет к тому, чтобы стать страной рабов под властью олигархов.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!