(1865(18650814) – 1941)
Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошел в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии. Он был близок к ней и в 1933 году (когда лауреатом стал Иван Бунин). Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики. Но даже оппоненты признавали в нем выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.
С 13 лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать, – страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду. Мережковский-поэт впервые заявляет о себе с 1888 года с выходом его первого сборника «Стихотворения». В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Именно она была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.
В 1917 году Мережковские еще жили в России. В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего хама». Довольно скоро Дмитрий Мережковский утвердился во мнении, что большевизм – это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры. Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из страны. Годы эмиграции они провели во Франции, в Париже.
Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал ее пророком и духовным «водителем». В Париже Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа». Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой эмиграции. Но в русской среде Мережковских не любили – неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 года, за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции. Умер Дмитрий Мережковский 9 декабря 1941 года в Париже.
Доброе, злое, ничтожное, славное, –
Может быть, это все пустяки,
А самое главное, самое главное
То, что страшней даже смертной тоски, –
Грубость духа, грубость материи,
Грубость жизни, любви – всего;
Грубость зверихи родной, Эсэсэрии, –
Грубость, дикость, – и в них торжество.
Может быть, все разрешится, развяжется?
Господи, воли не знаю Твоей,
Где же судить мне? А все-таки кажется,
Можно бы мир создать понежней.
1927





















