(1939 – 2007)
Однажды режиссер Александр Митта надумал снять фильм о Пушкине, где всех его друзей должны были играть молодые советские писатели. Сам Александр Сергеевич был утвержден изначально: Вегин. Эпатажный замысел 80-х так и остался замыслом, но шуму наделал много…
Петр Вегин (настоящая фамилия – Мнацаканян) родился в Ростове-на-Дону. Дед Петра по линии матери был полковником белой армии, дед со стороны отца – священником армяно-григорианской церкви. В 60-е — 80-е годы Вегин был известен в СССР почти так же хорошо, как Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и другие шестидесятники. Одновременно с выходом поэтических сборников его стихи распространялись в самиздате. По сей день многие песни, написанные на стихи Петра Вегина, исполняются на бардовских слетах. «Светает» – одна из самых знаменитых песен, она считается образцом поэтической классики романтиков шестидесятых:
Светает от твоих волос,
светает…
Как будто бы стволы берез
Взлетают.
Кстати, Вегин стал первым, кто напечатал Владимира Высоцкого при жизни. Это было в 1975-м году, когда он, будучи составителем «Дня поэзии», включил в этот альманах одно из стихотворений Высоцкого.
В 1989 году поэт неожиданно для всех сначала уехал на преподавательскую работу, а затем и эмигрировал в Америку с маленькой дочерью. Стал так называемым «невозвращенцем». В США преподавал, редакторствовал, переводил (в том числе латышских поэтов, например, Мариса Чаклайса) , занимался живописью. Написал книгу «Опрокинутый Олимп» – воспоминания о своей жизни в андеграундных кругах Москвы 70-80-х. Умер поэт в Лос-Анджелесе в августе 2007 – почти в нищете. Незадолго до этого в его квартире произошел пожар, унесший весь архив и картины.
И, как нищий под забором,
я взываю: – Обнови
души, тронутые мором,
и пошли, Господь, любви
всем, кто страждет безутешно,
кто на троне, кто на дне,
и последнему из грешных
дай, Господь, любви и мне…
Стихотворение «Уходя, оставлю свет», как и многие другие тексты Вегина, стало песней. Причем некоторые барды включают ее в свой репертуар, не упоминая имени автора. Что ж, пусть будет народной….
Уходя, оставлю свет
В комнатушке обветшалой,
Невзирая на запрет
Правил противопожарных.
У любви гарантий нет –
Это очень скверно, братцы,
Но, уходя, оставьте свет
В тех, с кем выпадет расстаться!
Жаль, что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция:
Уходя оставить свет –
Это больше, чем остаться.
1970-е




















