О чем умолчал диктатор

8539

…Оккупанты разрушили латвийскую экономику, нанесли ущерб на сотни миллиардов долларов, которые, разумеется, должны вернуть… Сколько слышим мы в последнее время подобных заявлений. Но почему-то возникают сомнения в справедливости обвинений. А было ли что разрушать?

Птица с одним крылом

Представим себе, поймал отечественный патриот-идеалист золотую рыбку. И, конечно же, пожелал не красавицу жену, не миллион долларов, а совсем иное: «Не хочу жить в стране, землю которой топчут, там много мигрантов-оккупантов. Хочу в благословенные улманисовские времена. Рыбка, перенеси меня в 1934 год!». Уверен, что через 24 часа этот любитель прошлого умолял бы рыбку вернуть его домой. Ведь что увидел бы в 1934 году наш герой? Большинство жителей Латвии обитали в деревне, занимались тяжелым физическим трудом. Воду таскали из колодца, о центральном отоплении знали разве что из книг. В отличие от подавляющего большинства европейских стран, в Латвии в то время не платили ни пенсий по старости, ни пособий по безработице. Валовой продукт на душу населения отставал от этого показателя в самых развитых странах мира в несколько раз (как, впрочем, и сейчас). Об уровне жизни 75-летней давности красноречиво говорят такие цифры: один легковой автомобиль приходился на тысячу человек, а натурального кофе среднестатистический латвиец потреблял семь граммов (в год!). Видимо, не случайно показатель естественного прироста в Латвии был тогда одним из худших в Европе. Как, впрочем, и сейчас.

Как же Латвия дошла до жизни такой? Ведь еще в 1914 году та же Рига была вполне приличным городом. Имелось несколько автомобильных и авиационных производств, прекрасные заводы по выпуску электротехники, железнодорожных вагонов, товаров народного потребления. Эвакуация предприятий вглубь Российской империи в Первую мировую войну и лишение Латвии привычного для нее российского рынка после Октябрьской революции нанесли по экономике ЛР страшный удар. Не по своей вине латвийские города оказались у разбитого корыта. Европа и Америка стремительно развивались, а в Латвии объем промышленности даже в 1939 году был ниже, чем в 1913-м. В конце 20-х годов ХХ века директор статистического управления ЛР Маргер Скуениекс признал, что в 1927 году покупательная способность рижского рабочего составляла лишь 94 процента от уровня 1913 года. Между тем 1927 год был «жирным»: вся Европа ощущала последствия длительного экономического подъема. Вскоре наступило время «великой депрессии» и жить в Латвии стало намного хуже.

Стоит ли удивляться, что в 1928 году в Копенгагене зарплата рабочего составляла 212 процентов от рижского уровня, а в Дублине – 203 процента. То есть в то время латвиец, как и сегодня, вполне мог отправляться на заработки в кормилицу нашу Ирландию.

Бесспорно, однако, что не все было плохо. Сельское хозяйство успешно развивалось. Но при ослабевшей промышленности латвийская экономика была похожа на птицу с одним крылом.

Народ, впрочем, в Латвии не унывал, а, напротив, радовался жизни. Связано это было не с ростом экономики, а с изменением положения латышей. Бывшие батраки поделили земли немецких баронов и стали фермерами, бывшие мелкие чиновники оказались депутатами и министрами, писатели стали получать дотации из Фонда культурного капитала…

Как же родился миф о том, что Латвия была частью Европы, а в Латвии жили не хуже, чем на Западе?

Диктаторское хобби

Для диктатуры воспевать свои достижения столь же естественно, как и отправлять непокорных на каторжные работы. После улманисовского переворота латыши узнали, что в Латвии питаются лучше, чем в «отсталых» США, Англии, Дании. При этом всячески пропагандировались высокие нормы потребления мяса и молока, но мало внимания обращалось на то, что в Балтии годовое потребление упоминавшегося уже нами кофе измерялось в граммах, а в находившихся неподалеку Финляндии и Швеции – в килограммах. Что в Латвии низким было потребление яиц, рыбы, фруктов, чая, сахара…

Во второй половине 30-х годов Латвия гордилась тем, что занимала второе место в мире (после Эстонии) по количеству лошадей в расчете на тысячу жителей. О том, зачем, к примеру, в США много лошадей, если там на каждые 5 человек приходился автомобиль, латвийская пропаганда не задумывалась.

Кстати, об автомобилях. Еще Маргер Скуеникс в 1929 году писал, что в США один автомобиль приходится на 5 человек, в Канаде – на 11, в Англии – на 37, а в Дании – на 42, а в Латвии – на 956. После улманисовского переворота данные об автомобилях стало очень трудно найти в статистических справочниках. Видимо, чтобы не портить народу настроение.

А вот данные о числе телефонов фигурировали во многих книгах. Причем по телефонизации ЛР оказывалась на весьма неплохом, десятом месте в Европе. Однако при внимательном прочтении обращал на себя внимание факт: данные по Латвии приводились за 1935 год, а по большинству других стран – за 1930. Использовали бы о них данные не пятилетней, а 75-летней давности, выглядело бы еще убедительнее: Латвия оказалась бы единственной страной мира, где есть телефоны!

После 1940 года улманисовские статистические справочники спрятали в спецхран. В конце 80-х годов патриоты Латвии достали их оттуда, перечитали и… обиделись: вот, оказывается, чего нас лишили оккупанты в 1940-м!

Что нам стоит дом построить

Но все ли было так плохо в советские годы? Историками выявлена одна закономерность: после достижения независимости в Латвии почему-то каждый раз сворачивается строительство. Судите сами. В 1913 году в Риге было построено 6,7 тысячи квартир. В 1933-м – в несколько раз меньше. Советская власть вернула Риге массовое жилищное строительство. И в 80-е годы по темпам строительства жилья Латвия выглядела не намного хуже Западной Европы. Вот цифры. По данным статистиков ЛР (сборник был выпущен уже в независимой Латвии в 1992 году) в 1989 году в расчете на тысячу жителей в Латвии было сдано в эксплуатацию 406 квадратных метров жилья. В Финляндии побольше – 740 квадратных метров. А вот в Ирландии примерно столько же, сколько и в Латвии – 418. В Италии намного меньше – 211. Можно, конечно, цифрам не верить. Но, повторюсь, статистический сборник был издан в 1992 году, никакого резона восхвалять советскую власть у статистиков независимой Латвии уже не было.

В 90-е годы объем жилищного строительства в Латвии снизился во много раз. И только в 2007 году вновь достиг показателей советского времени. Но за счет чего? Строительство велось в долг и достаточно оказалось всего нескольких «жирных» лет, чтобы Латвия перенапряглась и получила в итоге огромную внешнюю задолженность и тяжелейший экономический кризис. Не под силу оказался независимой стране оккупантский уровень строительства. И теперь расхлебывать кредитное пиршество придется много лет.

В советские годы жилья не хватало из-за большого притока в города новых жителей. Причем речь идет не только о мигрантах из-за пределов Латвии: в города переселились и сотни тысяч хуторян. Но во второй половине 80-х годов процесс переселения сельского населения почти полностью прекратился. И просуществуй оккупация еще лет 15, Латвия просто не знала бы сегодня жилищной проблемы в ее нынешнем виде. Увы, оккупация кончилась и стоящий в очереди на квартиру рижанин радуется, если после многих лет ожидания ему предложат комнату без удобств. Кого винить, оккупацию или ее отсутствие?

Еще несколько цифр. В том же сборнике 1992 года говорится: в 1925-1934 годах ВВП на душу населения в Дании составлял 167 процентов от латвийского уровня, а в 1985 году – 174 процента, во Франции было 170 процентов, стало 158 процентов от латвийского уровня. Где же ущерб от оккупации? Правда, в Норвегии было 106 процентов, а стал 201 процент. Но не из-за внешнеполитической ситуации, а потому, что в Норвегии стали добывать нефть и газ. Причем в особо крупных размерах. Можно, конечно, вменить СССР в вину как особо тяжкое преступление, что советские геологи в Латвии крупных месторождений нефти не нашли. Но тогда нужно обвинять также Калвитиса, Годманиса и Домбровскиса. Мало того, что не нашли, так даже не ищут.

И, наконец, убийственная цифра. В 1985 году в кормилице нашей — Ирландии – по данным статистиков независимой Латвии ВВП на душу населения составлял лишь 83 процента от латвийского уровня. Но за последние 25 лет в Ирландии ВВП вырос в несколько раз, а в Латвии страну разворовали. И это уже на оккупацию свалить никак нельзя…

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!