С Латвией связана судьба и прадеда генерал-фельдмаршала Кутузова, и отца великого полководца, и нескольких других родственников Михаила Илларионовича. Благодаря Голенищевым-Кутузовым в крупнейшем городе Лифляндии появились Эспланада, русский Гостиный двор, а также интересное описание Риги 18 столетия.
Победитель
… 26 декабря 1701 года шведский корпус Шлиппенбаха спокойно праздновал Рождество у небольшого эстляндского поместья Эрестфер. Тем временем русская армия воеводы Шереметева на лыжах и на санях стремительно двигалась навстречу противнику. 29 декабря шведы были разгромлены и бежали, бросив 16 пушек. «Полная победа», имел право сказать полководец своему флигель-адьютанту Ивану Ивановичу Голенищеву-Кутузову.
Иван Иванович происходил из древнего русского рода, известного с 13 столетия. Один из его предков был новгородским посадником, в 16-17 веках псковские помещики Голенищевы-Кутузовы были стольниками, воеводами. Прадед генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова хоть и скромно, но вошел в историю благодаря участию в Северной войне.
После эрестферской победы царь Петр воскликнул: «Мы можем наконец бить шведов!» и пожаловал воеводу чином генерал-фельдмаршала. Российский корпус стал уверенно господствовать в Эстляндии и Лифляндии. В следующем (1702 году) Голенищев-Кутузов видел, как Шереметев разбил семь тысяч шведов, осадил и заставил сдаться крепость Алуксне (Мариенбург), где в числе прочих в плен была захвачена в плен Марта Скавронская. Тогда Иван Иванович, конечно, не ведал, что Марте предстоит под именем Екатерины I стать императрицей России. Не знал он и том, что его потомки станут жить и работать в Лифляндии.
Архитектор
Из рода Голенищевых-Кутузовых вышло несколько известных для своего времени российских литераторов (поэт Арсений Голенищев-Кутузов, писатель-маринист Иван Логинович Голенищев-Кутузов) и несколько военачальников.
…В 1759 году инженер-полковник Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов (внук Ивана Ивановича и отец великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова) был назначен руководителем Рижской инженерной команды. В то время хороших архитекторов в Риге не хватало и российские военные инженеры сыграли немалую роль в местном строительстве: инженер-подполковник Эттингер руководил строительством новой ратуши (ее облик частично воссоздан в современном здании мэрии), инженер-полковник Зеге проектировал Петропавловский собор…. А время, когда в Риге работал Илларион Голенищев-Кутузов, характеризуется «планов громадьем»: российское Инженерное управление под руководством знаменитого «арапа Петра Великого» – генерал-фельдцейхмейстера Ибрагима Ганнибала, а затем под руководством генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова разрабатывало генеральный план развития Риги. Илларион Матвеевич, работая сначала начальником Рижской инженерной команды, а затем служа в центральном аппарате Инженерного управления в Санкт-Петербурге, участвовал в разработке этого плана. Российские архитекторы стремились отойти от средневековых традиций и создать современный город! В 17 столетии в «шведской» Риге было тесновато. И не случайно. Шведы втискивали предместья Риги в систему наружных укреплений. Российские архитекторы, напротив, дали Риге возможность свободно развиваться.
Как уже говорилось, из Риги Илларион Голенищев-Кутузов был переведен в Санкт-Петербург. В столице стал известен как проектировщик Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). В 1770 году уволился из армии в чине генерал-поручика. Переехал в Москву, стал сенатором. Современники за интеллигентность и мудрое поведение дали отцу Михаила Кутузова прозвище «разумная книга». Тем временем родственники Иллариона Кутузова продолжали влиять на архитектурный облик Риги.
Эксперты
Михаил Илларионович Кутузов пошел по стопам отца – в 1759 году поступил в Дворянскую артиллерийскую и инженерную школу. Окончил ее так успешно, что был оставлен в школе преподавать математику. Быстро дослужился до капитана. А во второй половине 60-х годов занимался вовсе не военным делом – был привлечен в состав «Комиссии по работе нового уложения» (своего рода проект конституции, так и не принятый). Привлекли Михаила Кутузова к такой работе как человека интеллигентного, свободно владевшего французским, немецким, латынью.
Тем временем, в 1769 году в Ригу прибыли генерал Гербель и инженер-капитан Иван Голенищев-Кутузов (родственник Михаила). Цель генерала и его помощника состояла в том, чтобы составить проект укрепления крепости. Речь шла не только о строительстве новой Цитадели, но и об изменении предместий. Гербель и Голенищев-Кутузов предложили строить в форштадтах широкие магистральные улицы (шириной около 20 метров), снести домики около крепостного вала и создать рядом с улицей Йоханнес (ныне Маскавас) русский Гостиный двор.
Фаворит Екатерины Великой Орлов подал проект на утверждение императрицы, и та его подписала. Увы, вопреки песне «Все могут короли», даже императрица могла далеко не все. Проект оказался слишком шикарным. Пришлось делать его экономнее. Но Гостиный двор в Московском форштадте удалось создать.
В 70-е годы на архитектурный облик Риги влиял еще один родственник будущего победителя Наполеона – генерал-майор Голенищев-Кутузов. В то время «ахиллесовой пятой» обороны Риги была Древняя гора. Находилась она в районе, где ныне находится Христорождественский собор и с нее было легко осаждать город. Это обстоятельство еще в первой половине 17 столетия использовал завоеватель Риги шведский король Густав-Адольф. Так вот, генерал-майор Голенищев-Кутузов предложил решить вопрос радикально. В докладной записке начальству специалист рекомендовал Древнюю гору срыть, деревянные строения вокруг нее снести и образовать эспланаду – свободное пространство. Совет специалиста был учтен. Гору срыли, а рижане и поныне имеют прекрасное место для прогулок в самом центре города – Эспланаду.
Известен еще один документ за подписью генерал-майора Голенищева-Кутузова. Он предложил, как сделать чище ров с водой, находившийся рядом с рижским валом. Генерал-майор вновь предложил радикальное решение: проделать трубы до самой реки для отвода грязи.
Сохранилось описание Риги, составленное в 1777 году генерал-майором Голенищевым-Кутузовым. В нем рассказывается, сколько в городе домов, каковы укрепления. Есть и такое интересное замечание: наем строительных рабочих здесь довольно дорог, в случае проведения масштабных строительных работ выгоднее вербовать мигрантов.
Полководец
Если об отце Михаила Илларионовича Кутузова можно говорить, что его судьба некоторое время была связана с Ригой, то о генерал-фельдмаршале можно сказать иначе: в 1812 году судьба Риги зависела от его действий.
Заметим, что вопреки «простонародному» образу Кутузова, созданному в некоторых книгах и фильмах ХХ столетия, знаменитый фельдмаршал был интеллигентнейшим человеком. Его не раз «выдергивали» из армии: то составлять «Уложение», то на дипломатическую работу. Если бы в конце 18 столетия было возникшее позднее разделение на западников и славянофилов, то, думается, Кутузова несомненно причислили бы к западникам. Даже дочь он выдал замуж за прибалтийского барона Тизенгаузена (чей род по женской линии, впрочем, восходил, к дочери легендарного князя Вячко – древнерусского властителя Кокнесе в начале 13 столетия).
Летом 1712 года наполеоновские войска пытались блокировать Ригу, собирались подвезти тяжелую артиллерию и бомбардировать город. Что могло нанести Старой Риге большой ущерб. Но судьба города решилась на главном направлении военных действий: успехи полководца Кутузова спасли Ригу от немалых бед.





















