Ключи от Риги хранятся в Москве

16454

Вспомним киноклассику: на экранах телевизоров и кинотеатров храбрые «слуги дьявола» под лихую музыку Паулса со шпагами и пистолетами в руках спасают ключи от Риги, которые безуспешно пытаются захватить то польские, то шведские завоеватели. Действительно ли ключи от Риги играли такую важную роль во время войн? Почему во времена Петра Великого этот город называли «неприступной невестой»? И как получилось, что в Средние века построенные западными архитекторами рижские башни защищали… русских?

На пути к Сейму

Одна из дорог к зданию латвийского Сейма проходит в старой Риге по улице Трокшню мимо старинной крепостной стены и высокой средневековой башни. Стена и башня, правда, на самом деле построены значительно позже, чем подавляющее большинство домов горожан: эту копию древних укреплений создали лишь в конце 80-х годов ХХ столетия.

А первые рижские укрепления разительно отличались от тех, что ныне с удовольствием разглядывают в Вецриге туристы: земляной вал, высотой немногим более метра и деревянный частокол придавали будущей латвийской столице деревенский вид. Первые рижане и сами понимали: богатый транзитный город должен быть защищен от любителей чужого добра более надежно. Поэтому уже в 2008??? году они построили каменную стену. После чего тут же обнаружили, что укрепления пора перестраивать, так как город быстро расширялся. Горожане вновь взялись за работу. Протяженность укреплений вызывает уважение – около двух километров. Конечно, не Великая китайская стена, но для Балтии – абсолютный рекорд.

Поначалу стена была высотой около 3,5 метра. Потом рижане забеспокоились: на такую невысокую твердыню по принесенной с собой лестнице забраться можно. Стену нарастили в высоту. А чтобы создать потенциальному врагу еще больше проблем, построили 25 башен, которые находились на расстоянии всего лишь 70-80 метров друг от друга. Так и возникла мощнейшая крепость. «Неприступную невесту» безуспешно осаждали или блокировали шведский король Карл IX, царь Алексей Михайлович, саксонский курфюрст Август Сильный, наполеоновский фельдмаршал Макдональд… Правда, до ХХ столетия рижские укрепления несколько раз захватывали измором, но ни разу – штурмом.

Башни рижане использовали рачительно: в трудные времена оборонялись в них от врагов, а когда наступал мир, 25 красавиц сдавали в аренду под склады местным и иностранным купцам. Между прочим, за весьма хорошие деньги.

Ныне от 25 башен остались лишь две. И вот парадокс: «искусственная» башня смотрится сегодня естественнее естественной. Поясню. Известная всем рижанам Пороховая башня была построена в XIII веке. Но сильно пострадала в 1621 году, во время осады города шведским королем Густавом Адольфом. Пришлось ее отреставрировать. И ныне мы видим башню такой, какой она стала в XVII столетии. А вот находящуюся неподалеку от Пороховой башни башню Рамера в ХХ столетии строили под XIII век.

На несколько десятков метров ближе к улице Екаба размещалась еще одна башня – ее остатки стали фундаментом дома, где ныне находится Cоюз архитекторов. Кого же охраняли эти башни? Вопрос весьма интересный, если учесть, что третью башню называли башней за Русской церковью. А один из вариантов названия башни Рамера – башня у Русской улицы (свое нынешнее название она получила лишь в XVI веке). Дело в том, что неподалеку от Пороховой башни в Средние века начинался так называемый русский квартал. Здесь жили славяне – купцы и ремесленники, работала Русская гильдия, созывала прихожан на молитву православная церковь. Вот кого охранял кусочек стены, который виден ныне на улице Трокшню…

Бастионная горка

Название самой красивой рижской горки заставляет предположить, что ее прошлое связано с рижскими укреплениями. Но Бастионная горка – и своего рода памятник бесхозяйственности.

Появление пушек, способных разбить каменные стены, заставило рижан построить новые укрепления – огромные земляные валы. Первая земляная крепость упоминается в XV веке. Валы неоднократно перестраивались, каждый раз увеличиваясь в размерах. В конце XVII века высота валов достигала 12 метров, а ширина – почти сорока. Врагам внушали страх десяток мощных бастионов, равелины, сотни пушек.

Городской вал стал… любимым местом для прогулок. Свежий воздух, простор, вся Рига была видна как на ладони… В первой половине XIX века либерально мыслящий рижский губернатор Керн (кстати, супруг воспетой Пушкиным Анны Петровны Керн) разрешил рижским латышам праздновать на валах Лиго. Жить стало веселее.

В 1857 году статус Риги как крепости был аннулирован. Власти решили снести огромные валы. Их вдохновляло то, что освободится место под застройку, а срытым грунтом можно засыпать заболоченные места или укрепить набережную. В результате потенциально лучший туристический объект Риги был уничтожен. Представляю, какой туристический бум возник бы сегодня, сохранись укрепления. Ведь они могли вызвать не меньший интерес, чем вся Cтарая Рига, вместе взятая!

Что имеем не храним, потерявши – плачем. На месте бывшего Песочного бастиона (назывался так, конечно же, не потому, что был построен из песка, а потому, что был создан у песчаной дороги), в память о канувших в Лету укреплениях была создана искусственная Бастионная горка. Рижане отнеслись к ней с любовью: построили на верхушке кафе, создали у подножья искусственные водопады. Увы, старинной крепости горка не заменит.

В Оружейной палате

А что же с ключами от города? Уже в XIII веке из-за них разгорелись споры. Дело в том, что на ключи претендовали и рыцари-крестоносцы, и рижский архиепископ, и городские власти. Чтобы никого не обижать, сделали дубликаты, чтобы хватило всем претендентам. Со временем ворот становилось все больше, ключи от них хранились в магистрате. Все ворота открывались за час до рассвета, запирались с наступлением темноты, ночью открыть их можно было лишь с разрешения бургомистра, и посторонние (да и запоздавшие рижане) до раннего утра не могли попасть в город.

В XVII веке открытие и закрытие ворот превратились в красочный ритуал. Ворота отпирались и запирались назначенными шведским королем офицерами. Конечно, владение ключами от Риги само по себе не обеспечивало контроля над городом, а иностранные агенты охотились за ними только в фильмах. На практике же изделия из драгметалла имели символическое значение.

Летом 1710 года шведский гарнизон Риги сдался русскому полководцу генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. Рижане преподнесли графу Шереметеву ключи от города. Петр Великий сделал победителю царский подарок, разрешив оставить два ключа у себя. Ценность дара заключается вовсе не в том, что полководец получил возможность отпирать городские ворота, подъехав к Риге в ночное время. Все куда проще. Ключи были золотыми и весили почти полтора килограмма. По нынешним ценам сырье для изготовки этих золотых ключиков можно оценить в десятки тысяч долларов.

Понеся такую потерю, рижане стали экономнее и начали изготавливать ключи от города из железа. В 1764 году горожане подарили такие ключи Екатерине Великой, во время приезда императрицы в Ригу. Мол, приезжайте в любое время, ваше величество, а если ворота вдруг заперты, открывайте своим ключом. Рижские бургомистры встретили царицу у Песочных ворот, преподнесли ей подарок на украшенной серебром бархатной подушечке. Вот только цена этого дара была во много раз ниже, чем врученного графу Шереметеву.

Какова дальнейшая судьба золотых ключей от Риги? Об этом автору статьи рассказала депутат Европарламента Татьяна Жданок. Осенью она ездила в Москву на встречу с президентом России. И не только обедала с президентом Путиным, но и была приглашена на экскурсию в Оружейную палату. Где и видела золотые ключи от Риги.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!