В поисках несуществующего золота

14684

6 июля 1921 года Домский собор больше походил на военное учреждение, чем на храм: по церкви ходили солдаты, звучали военные команды… Саперы латвийской армии искали бочонок золота. Рижане не удивлялись. Горожане давно уже подозревали, что золото в Домском соборе есть отнюдь не только на шпиле со знаменитым позолоченным петухом…

Трое в шляпах

В наши дни рижские журналисты охотно пишут о кладах, зарытых некогда в Верманском парке. Из газеты в газету кочует сюжет о ценностях, зарытых к парке во время революции перед отъездом в эмиграцию вдовой богатого одесского купца мадам Ростовцевой и не найденных потом ее детьми. А вот 80-90 лет назад рижане больше говорили о тайнах Домского собора и Рижского замка: потайных ходах, таинственном бочонке с золотом. Создавалось впечатление, что о тайне клада знал чуть ли не каждый сторож Домской церкви!

В Домском соборе, как известно, пышно хоронили магистров Ливонского ордена, позже ходили слухи, что здесь спрятано сокровище изгнанных из города иезуитов. В XIX веке один пожилой рижанин поведал горожанам о том, что рассказал ему покойный звонарь Домского собора. Однажды ночью звонарь услышал стук в дверь своего дома. Открыв дверь, он увидел трех мужчин в черных плащах и широкополых шляпах. Посетители сказали, что им срочно нужны ключи от церкви, что они не сделают ничего плохого, что сторож может пойти вместе с ними, только они не вправе показать ему потайной ход, поэтому завяжут глаза.

Звонарь заинтересовался и отпер незваным гостям церковь. Ему завязали глаза, после чего таинственные незнакомцы повели его вниз по какой-то лестнице. Наконец ночные посетители храма оказались в какой-то комнате, где лежали старинные свитки, бросался в глаза сундук, полный золотых и серебряных монет. За труды неизвестные лица дали звонарю три золотые монеты из сундука. По тем временам немалые деньги. Рижанин не стал говорить о богатствах Домского собора всем подряд и лишь после его смерти приятель сообщил общественности о рассказе покойника.

Подземный ход к замку

Если о спрятанных богатствах Домского собора до революции ходили легенды, то в Рижском замке к тому времени уже кое-что нашли. Произошло это еще в 1843 году: при перестройке замка неожиданно обнаружился засыпанный подземный ход, в нем строители обнаружили семь старинных монет.

Осенью 1913 года рижан взбудоражило открытие московского археолога Стеллецкого. Он обнаружил (ни больше ни меньше) подземный ход, который вел из Рижского замка к Даугаве. О сенсационной находке охотно писали рижские газеты. Увы, подземный ход засыпали (видимо, чтобы посторонние не лазили, куда не надо). Стеллецкий уехал в Москву, затем были Первая мировая война, революция, бумаги археолога где-то затерялись и теперь никто уже не знает, где находился «запасной выход» из Рижского замка. Кстати, в 1969 году совсем рядом с замком на площади Пилс был обнаружен еще один подземный ход. Вел он в направлении Рижского замка. Вот бы восстановить такой ход и водить по нему в замок туристов – от посетителей отбою бы не было.

Семь футов под собором

В 1921 году к властям обратился один из студентов Латвийского университета, некий Берг. Он рассказал историю, которую слышал от умершего еще до революции сторожа собора Матиса Кальвы. По словам студента, простой сторож чуть было не стал миллионером. Произошло это, когда в соборе проходил ремонт. Однажды к сторожу пришел неизвестный и рассказал, что в храме спрятан бочонок золота. И у него есть нарисованный план, где бочонок лежит. Кладоискатели будто бы договорились разделить добычу пополам. После чего приступили к работе. Днем шел ремонт, а ночью – розыски клада. Поиски золота велись в саду неподалеку от могилы епископа Гильдебранда. Наконец кладоискатели докопались до указанных в плане двух слоев досок и решили, что они на верном пути. Увы, завершить дело не удалось: ремонт закончился, вырытую сторожем и его напарником яму ремонтники попросту засыпали.

Рассказом студента заинтересовались власти предержащие. Их не смущало то, что слова студента очень похожи на легенду о звонаре и трех неизвестных в черных шляпах. Совсем недавно закончилась многолетняя война, в Латвии не хватало самого необходимого и бочонок золота стране пригодился бы. 6 июля 1921 года в 10 утра солдаты саперного батальона двинулись за кладом. Пока велись раскопки, пастор Домской церкви интриговал журналистов рассказами, что слухи о золоте ходили и раньше…

Саперы энергично вели раскопки и вскоре достигли первого успеха: был обнаружен старинный подсвечник. Затем сбоку показались доски, разбросанные в беспорядке. Возникло предположение, что кто-то копал здесь землю и раньше. На ночь у места раскопок был выставлен полицейский пост. Видимо, чтобы никто за ночь бочонок не откопал.

Утром у Домского собора собрались зеваки в предвкушении, когда найдут золото. Решено было копать до глубины 7 футов (более двух метров). Увы, вместо бочонка попадались совсем другие предметы: разрушенный фундамент склепа, шесть черепов. Среди последних выделялся один – полный зубов.

8 июля раскопки продолжились. Однако в три часа дня приехал министр внутренних дел и велел прекратить работы – было очевидно, что бочонок не обнаружить.

Череп в подарок

Кроме подсвечника, единственной полезной вещью оказался череп с зубами. Он заинтересовал кого-то из наблюдавших за раскопками рижан и предприимчивый зритель попросту присвоил находку. Кстати, это был уже не первый череп, извлеченный из Домского собора. Как известно, в прошлом в соборе хоронили известных людей. И вот однажды некий студент-медик, подкупив сторожа, решил похитить скелет. Кража удалась, но затем раскрылась и студенту пришлось бежать из города. Скелет он раздарил знакомым по частям. Череп переходил от одного владельца к другому и наконец был подарен поэту Пушкину. Александр Сергеевич заинтересовался, чей же скелет похитил студент. Оказалось, тот осквернил склеп известного рыцаря и барона. Мир тесен – ливонский рыцарь оказался далеким предком друга Пушкина, поэта Антона Дельвига. Пушкин передал череп другу, написав:

Прими сей череп, Дельвиг: он,

Принадлежит тебе по праву.

Тебе поведаю барон,

Его готическую славу.

Так, благодаря незаконопослушному студенту, Домский собор вошел в мировую литературу, а Пушкин написал стихотворение на нескольких страницах – «Послание Дельвигу».

Богатство есть!

Пожалуй, самым известным обнаруженным кладом в Риге остается все же находка в Верманском парке. В 1836 году рижские ювелиры обратили внимание на молодого человека, распродававшего по одной старинные монеты – талеры, венецианские цехины, испанские дублоны. Они обратились в полицию, продавца предметов старины задержали. Тот признался, что клад обнаружил в 1834 году во время строительства в Верманском парке павильона искусственных минеральных вод. Монеты у молодого человека тогда забрали, чтобы оценить и выдать ему положенную долю. А тот решил, что его арестуют, и покончил с собой. Ценности достались государству. Как видите, клады в центре Риги не принесли счастья или оказывались мифом, или, увы, приводили к трагедии. Сегодня можно смело сказать: в Рижском замке и Домском соборе есть немало кладов. Ведь в замке находится Музей истории Латвии, а в соборе – Музей истории Риги и мореходства. Среди экспонатов – множество ценных находок со всей Латвии. А есть ли все же в земле под собором или в Рижском замке ненайденные сокровища?. Кто знает… Справедливо написал еще в 80-е годы известнейший латышский археолог Андрис Цауне: в Риге одних только замков в разное время существовало 4 – два рыцарских и два замка рижского архиепископа. «Научные раскопки не проводились ни в одном из них», – отметил ученый. Так что не удивляйтесь, если когда-нибудь прочтете – в Вецриге обнаружены зарытые богатства…

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!