Было не до шампанского…

13492

Январь – один из двух самых темных месяцев года в Латвии. В ХХ столетии он по странному стечению обстоятельств не раз становился для Риги «мрачным» в переносном смысле: либо рядом с городом, либо в самой Риге звучали выстрелы, лилась кровь. После революции такой январь выпадал несколько лет подряд.

Маленький мальчик гранату нашел…

90 лет назад – в ночь с 31 на 1 января 1917 года – рижане праздновали Новый год. Как всегда, весело и со вкусом. Газета «Рижское обозрение» отметила, что особенно бойкая торговля шла 31 декабря в цветочных магазинах. Рижане покупали подарки, спешили в театры…

Характерной приметой тогдашней Риги были небольшие киоски, где продавали овощи, колбасы, соки и лимонады, – вещи для встречи Нового года вовсе не бесполезные. Немало горожан по традиции встречали Новый год в барах, ресторанах, кафе, клубах. В полночь посетители увеселительных заведений подняли бокалы с шампанским. Правда, с безалкогольным – в связи с войной в стране царил сухой закон.

1 января рижане набирались сил после ночного веселья. А утром второго января город облетела приятная весть: на Двинском рынке на набережной Даугавы продавали больших 8-килограммовых гусей из России…

Весело встретила Новый год не только Рига, но и Москва. Российская газета «Раннее утро» сообщала: «Необычно шумно и весело встретили москвичи Новый год… порой казалось, что все это происходит не во время войны, а в период мирного рассвета страны…»

Однако война давала о себе знать. 1 января в Риге 13-летний мальчик нашел гранату. Решил разобрать ее, но нечаянно уронил на пол. Ребенок погиб мгновенно, в доме вылетели стекла….

Рига доживала последние относительно спокойные дни. 6 января в 1-м городском театре еще устроили детский праздник с играми, танцами и катаньем с горок, но на крупнейшем в городе Двинском рынке уже отсутствовали не только гуси, но и самые элементарные продукты – белый хлеб, яйца. Через полтора месяца началась революция, еще через полгода в город вошли оккупационные войска. В центре Риги поставили памятник немецкому солдату, людей арестовывали по малейшему подозрению в нелояльности.

Следующий Новый год рижане встретили очень невесело: 1 января 1918 года Риге царил голод, огромная безработица, на всех не хватало даже дров… В общем, населению было не до шампанского, даже безалкогольного. Через несколько дней оккупанты расстреляли мирную демонстрацию.

Что же послужило толчком для таких потрясений? Ответ надо искать в событиях, происходивших несколькими годами ранее. И очень далеко от Латвии…

«Секретные протоколы» и «черный полковник»

За пять лет до крушения Российской империи санкт-петербургская дипломатия праздновала победу. В 1912 году при активнейшем посредничестве России был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Сербией и Болгарией. Договор предусматривал совместные действия в случае агрессии Турции или Австро-Венгрии. У Николая II гора свалилась с плеч – теперь южные славяне сами могли себя защищать.

Увы, в Санкт-Петербурге не подумали об агрессивном национализме своих подопечных. Работал стереотип – они маленькие, беззащитные, замечательные. Между тем в Белграде давно уже мечтали о «великой Сербии», а в Софии – о «великой Болгарии», стремились играть ведущую роль на Балканах. К разработанному с помощью России договору Сербия и Болгария приложили секретный протокол, предусматривавший раздел европейских владений Турции. Болгария признавала права Сербии на Косово, Белград «отдавал» Фракию Софии. Македонию решили разделить на две части.

Осенью 1912 года Болгария, Черногория, Сербия и Греция напали на Турцию. Напрасно Россия призывала к миру. Санкт-Петербург даже заявил, что в случае агрессии Болгарии против Стамбула Россия сочтет свою историческую миссию на Балканах выполненной. Но возмечтавших о величии своей страны было не остановить. Болгары стремительно рвались к южным морям и вскоре заняли Чаталджинские высоты в нескольких километрах от Стамбула. Они готовы были захватить турецкую столицу и передать ее в дар России. Встревоженный перспективой мировой заварушки российский МИД спешно пояснил, что ему такой подарок не нужен.

Османская империя была повержена, но победители не смогли поделить добычу.

В 1913 году Болгария и Сербия начали войну из-за Македонии. Верх взяла Сербия, сумевшая привлечь на свою сторону Грецию и Румынию.

В результате победоносных войн Сербия вдвое увеличила свою территорию, но осталась с Австро-Венгрией один на один. К тому же в ответ на сто пушечных выстрелов австрийцев сербы могли сделать лишь один – все снаряды были израсходованы за время предыдущих войн. Казалось бы, надо сидеть тихо. Но вот что писала крупнейшая сербская газета: «Война между Сербией и Австро-Венгрией неизбежна. Если Сербия желает сохранить свою честь, она может сделать это только через войну». В то время в Сербии существовало два правительства – явное и тайное. Официально страной управляли принц-регент, премьер-министр, парламент. Реальная власть находилась у тайной организации «Черная рука», возглавляемой начальником сербской разведки полковником Драгутином Димитриевичем. В подчинении «черного полковника» находились такие члены «Черной руки», как начальник Генштаба и еще 9 генералов. Именно «Черная рука» создала в австрийской Боснии террористическую группировку. Летом 1914 года один из террористов – Гаврила Принцип убил наследника австро-венгерского престола. Полиция быстро выяснила, что следы ведут в Белград. Вена ультимативно потребовала допустить ее представителей к расследованию на территории Сербии. Белград ответил отказом – в планы «черного полковника» вовсе не входило выявление его собственной роли в организации убийства. Австро-Венгрия объявила Сербии войну.

Германский канцлер Бетман-Гольвег растерянно констатировал: «Подавляющее большинство народов сами по себе миролюбивы, но события вышли из-под контроля». Европейские страны объявляли друг другу войну одна за другой.

Зачем «Черная рука» стремилась убить австрийского эрцгерцога? Полковник Димитриевич довольно быстро унес эту тайну в могилу. В 1917 году, когда вся Сербия была уже оккупирована, а армия отступила в Грецию, сербский военный суд приговорил его к расстрелу за организацию убийства наследника австрийского престола.

А 2 августа (20 июля по старому стилю) 1914 года немецкий крейсер обстрелял Либаву (Лиепаю). Мировая война пришла в Латвию…

Рижское восстание

Мало того, что мировая война принесла Латвии множество бед – немецкую оккупацию, сотни тысяч беженцев, тысячи погибших. Война закончилась, но в Риге по-прежнему было неспокойно. Пожар всегда легче зажечь, чем потушить. Разбитая Германия выводила войска из оккупированной Латвии. Представители ряда партий 18 ноября 1918 года провозгласили независимость ЛР. А к Риге приближались латышские красные стрелки. Для борьбы с ними Карлис Улманис сумел создать лишь 4 латышские роты. Две из них 29 декабря восстали.

1 января 1919 года через город отходили отступавшие под ударами латышских красных стрелков немецкие подразделения. 2 января отбыло в Елгаву правительство Улманиса. А 3 января рано утром начали восстание несколько тысяч вооруженных латышских подпольщиков. Упорное сражение завязалось в районе вокзала, где повстанцам удалось захватить бронепоезд. Боевые группы рижских большевиков не дали немцам взорвать мост через Даугаву, заняли почту, здание Главного управления полиции. Вечером 3 января части латышских стрелков вступали в уже контролируемую красными Ригу.

9 января красные стрелки заняли Елгаву, 10 января – Бауску, 15 января – Добеле, 30 января – Вентспилс. В руках правительства Улманиса оставалась лишь Лиепая. Возможно, латышские стрелки заняли бы и этот город, если бы в Курземе наступала вся латышская дивизия, а не одна бригада. Но еще в середине января советской Латвии начала угрожать армия Эстонии, и главные силы были брошены на борьбу против нее.

Тем временем 1 февраля в Лиепаю прибыл генерал фон дер Гольц, в город стали доставлять добровольцев из Германии.

Латышские большевики отличались от российских экстремизмом: не отдали землю крестьянам, а национализировали ее, быстро устроили такой революционный террор, что даже брали заложников. Несмотря на все это, население не спешило в белую армию. К маю 1919 года удалось сформировать лишь две бело-латышских бригады. Из Риги латышских большевиков заставили отступить немцы фон дер Гольца. Правительство Петра Стучки перебралось в Резекне. Но на помощь отрядам Улманиса пришла польская армия, и в начале января 1920 года правительство Петра Стучки покинуло Латвию.

Ныне большевизм порой изображают как нечто привнесенное в Латвию извне. Но, думается, латышские большевики были изгнаны из Латвии как раз с помощью внешних сил.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!