Рижские гении

12961

Футбол с Терешковой

В 1963 году Юрия Гагарина во многих странах встречали так, как сегодня готовы встречать, пожалуй, лишь Папу Римского: люди выстраивались у дороги, лишь бы увидеть машину с человеком, которого называли Сыном Земли и Гражданином Вселенной.

Совершать зарубежные визиты Юрию Алексеевичу приходилось часто. Вот и из Риги его путь лежал на Кубу, в Мексику, в ГДР (в Берлине Сын Земли вместе с Валентиной Терешковой присутствовал на отборочном матче футбольного чемпионата Европы, где космонавтов попросили перед началом игры сделать символический удар по мячу).

Как уже говорилось, титулов у Гагарина в то время хватало: в Ригу прилетел Герой Советского Союза, кавалер ордена «Ожерелье Нила», Герой Социалистического Труда Болгарии и Чехословакии, обладатель высших государственных наград Индонезии, Либерии, почетный гражданин более десятка городов мира, обладатель мирового рекорда по высоте полета. (Звучит невероятно, но факт: этот рекорд не побит и поныне, так как ни один одноместный космический корабль не летал больше по столь высокой орбите).

В Риге Юрий Алексеевич совершал привычные уже для себя действия: раздавал автографы, встречался со школьниками… Возможно, он даже не обратил внимание на то, что в Риге есть улица его имени. А вот о том, что своей славе он в значительной мере обязан этому городу, Гагарин, думается, знал. Ведь написал же первый космонавт такие слова: «В славной плеяде основоположников теории и практики космонавтики почетное место принадлежит Фридриху Артуровичу Цандеру».

Расчет полета

Сто лет назад Ригу можно было смело назвать городом юных талантов. В одной-единственной школе – Рижском реальном училище почти в одно время учились Фридрих Цандер, Сергей Эйзенштейн, будущий народный артист СССР Соломон Михоэлс, будущий президент латвийской академии наук Паулс Леиньш. В Рижском политехническом институте преподавал Всеволод Келдыш, отец одного из руководителей советских космических программ Мстислава Келдыша. В этом городе родились один из лучших шахматистов мира Арон Нимцович, гениальный скульптор Вера Мухина, великий комик Аркадий Райкин…

О возможности полетов к звездам маленький Фридрих задумался после того, как отец – врач и работник Домского музея естествознания – рассказал ему, что на далеких планетах могут быть непохожие на нас живые существа. А когда он заканчивал школу, учитель зачитал на уроке отрывок из книги Циолковского о космических полетах. Интерес рижан того времени к космосу не удивляет. До Первой мировой войны Рига шла в авангарде научно-технического прогресса, здесь был создан первый в мире авиационный ангар, первый в Российской империи авиационный мотор, в содружестве рижских и питерских инженеров появился на свет самый мощный в мире по грузоподъемности самолет «Илья Муромец»… Не удивительно, что в таком городе рождались и будущие специалисты по ракетостроению.

Любопытно посмотреть, сколь синхронно развивались прогресс в Риге и научные изыскания Фридриха Цандера. В 1907 году в Риге было открыто движение такси, а студент РПИ Фридрих Цандер написал для себя план изысканий по теме «Вопросы строительства космического корабля». В 1908 году на заводе «Руссо-Балт» было создано знаменитое автомобильное отделение. В том же году Цандер завел особую тетрадь «для расчета мировых кораблей». В 1909 году Фридрих Цандер возглавил Рижское студенческое общество воздухоплавания, а на заводе «Мотор» готовились строить первый самолет. В 1910 году молодой исследователь опубликовал свою первую научную статью, а в Риге начались воздушные полеты. В 1911 году рижские автомобили побеждали на международных автогонках, а Фридрих Цандер начал работу по теме «О воздушных и межпланетных путешествиях».

Первая ракета

В Первую мировую войну завод «Проводник», на котором работал инженер Цандер, эвакуировался в Россию. Когда война кончилась, почти все эвакуированные балтийские немцы вернулись из России в Латвию. Цандер предпочел остаться в Москве. Он чувствовал – здесь можно всерьез заниматься ракетостроением.

В 1927 году в Москве прошла всемирная выставка, посвященная возможным космическим полетам. На ней был представлен и макет космического корабля, созданный Цандером. А 29 октября 1933 года ракета, сконструированная Цандером, поднялась на пять километров над Землей. Увы, сам ученый этого уже не видел: он умер несколькими месяцами ранее. Первый в мире космический корабль создали ученик Цандера Сергей Королев и уроженец Риги Мстислав Келдыш.

«Двойная жизнь» академика

В отличие от «засекреченного» Сергея Королева, Мстислав Келдыш был широко известен в мире. Его знали как ученого математика, механика, кибернетика, организатора производства первых советских ЭВМ. Он был членом-корреспондентом многих зарубежных академий, президентом Академии наук СССР. Но была у Мстислава Келдыша и другая жизнь, о которой знали очень немногие. Именно академик Келдыш руководил советской космонавтикой.

Будущий академик родился в 1911 году в Риге. В 20 лет окончил МГУ и занялся наукой. В 1954 году Келдыш и Королев написали письмо к руководителям СССР с призывом создать первый в мире беспилотный космический корабль. В результате Академия наук СССР образовала комиссию во главе с Келдышем. А в 1957 году первый в мире спутник отправился в полет. В 1959 году на основе давних (еще 40-х годов) исследований Келдыша была создана крылатая ракета. В том же году Келдыш возглавил совет по космическим исследованиям, В 1961 году Гагарин полетел в космос, а Келдыша избрали президентом Академии наук СССР.

Мстислав Всеволодович еще долго работал в сфере космонавтики: разрабатывал план советского полета на Луну (увы, он так и не состоялся), в семидесятые годы стал инициатором проекта стыковки советского и американского кораблей.

Королев умер раньше Келдыша, был рассекречен и стал известен миру как создатель первого космического корабля, как организатор первого космического полета. Нисколько не умаляя заслуг генерального конструктора, отмечу, что вклад Келдыша в реализацию космической программы ничуть не меньше – два гения работали рука об руку.

В 70-80-е годы 20-го столетия Рига заслуженно гордилась своим вкладом в освоение космоса. В городе появились улицы Гагарина, Космонавтикас, работал музей Фридриха Цандера, правительство Латвии учредило для научных работ премию Цандера, перед зданием Академии наук был установлен памятник Мстиславу Келдышу. Несколько космонавтов из Латвии летали в космос…

Но вот времена изменились. «Отцы города» стали старательно замалчивать вклад Риги в развитие мировой космонавтики, улицы Гагарина и Космонавтикас переименовали. Что же касается российской космической науки, в создание которой большой вклад внесли Келдыш и Цандер, то она и сегодня добивается немалых успехов. Несколько дней назад иностранные информационные агентства распространили просто анекдотическую информацию. Как известно, с «шаттлами» у американцев трудности. А на международной космической станции находится космонавт Уильям Макартур. И вот начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил, что его организация юридически не обязана возвращать Макартура на Землю бесплатно, и НАСА следует заплатить России за полет. О чем россияне скоро поднимут вопрос на переговорах с Америкой.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!