Чаепития по–рижски

14291

Во времена Карлиса Улманиса рижан уверяли, что именно этот вождь ведет их от победы к победе. В послевоенное время в Риге десятки лет безудержно славили КПСС. Ныне своими большими успехами в стране гордятся правые партии. Между тем, почти все, чем гордится ныне сама Рига, создано еще при проклятом царизме…

Невиданный взлет

Ригу не случайно называют мировой столицей югендстиля. Иностранные туристы восхищаются как произведениями искусства целыми кварталами столетней застройки. Они же приходят в восторг от Бастионной горки, от созданного более ста лет назад знаменитого паркового пояса…

Перед Первой мировой войной Рига славилась не только побеждавшими на международных автогонках автомобилями “Руссо–Балта” и авиационными производствами, но и тем, что стала одним из самых “зеленых” городов мира. В крупнейшем городе Лифляндии быстро росло благосостояние, он стал одним из европейских центров научно–технического прогресса. Рижане умело использовали выгоды от географического положения своего города. Уже в независимой Латвии известный латвийский экономист Маркон с некоторой ностальгией писал о временах, когда “деньги шли в рижскую промышленность золотым потоком”. А до революции будущий министр независимой Латвии, будущий “национально думающий” латышский политик Арвид Берг разъяснял своим соплеменникам: “Нам надо стремиться, чтобы мы могли остаться под властью этого большого и сильного государства… Экономические и культурные интересы требуют того, чтобы наша промышленность не была оторвана от русских сырьевых баз и вычленена из русских рынков”.

Впрочем, успехи города объяснялись не только бурным экономическим подъемом, но и качественным составом Рижской думы. В то время местная власть очень неплохо заботилась о благе горожан. Читатели Ракурса, очевидно уже много наслышаны о бурном строительстве в Риге до революции парков, мостов. Поэтому расскажем о другой стороне деятельности тогдашней думы — о том, как она создавала условия для здорового образа жизни.

В борьбе с зеленым змием

С пьянством в Риге борются уже более ста лет. Порой весьма крутыми методами. Ныне, как известно, в магазинах после десяти вечера нельзя даже пиво приобрести. (После введения в силу этого запрета потребление пива в столице Латвии не растет, зато в городе увеличивается потребление водки.) В 20–е годы прошлого века вопрос, можно ли продавать пиво после 22.00, не стоял, так как в это время в городе уже ни один магазин не работал. Зато в “запретное” время не разрешалось продавать спиртное в ресторанах. Некоторые завсегдатаи очень обижались: как же так, ресторан работает, а выпить нельзя! Желающие заработать владельцы питейных заведений с понятным сочувствием относились к таким клиентам. Но нарушить запрет боялись. Ведь Рижская дума даже нанимала специальных контролеров, следящих за выполнением этого постановления.

Однако заметим, до революции Рижская дума не увлекалась запретами, а вела “индивидуальную работу”. В 1913 году победившее на выборах немецко–русское думское большинство велело городской управе тщательно анализировать каждую заявку на открытие питейного заведения. Алкоголь в городе в то время продавали 13 клубных и 4 театральных буфета, 5 пивных погребов, 94 пивных лавки, 215 ресторанов, трактиров и гостиниц… Как видим, дума не свирепствовала, и смерть от пивной жажды в городе никому не грозила. Однако дума много раз отказывала в просьбах на открытие новых трактирных заведений. И каждый раз с четкой и логичной мотивацией. В 1914 году некий Карл хотел открыть трактир “с продажею всех крепких напитков” рядом с самым крупным в городе рынком — Двинским. Горуправа вынесла такую резолюцию: “Имело бы следствие сильное распространение пьянства между занимающихся на городском рынке и набережной лицами”. Логика умных чиновников была такова: только продавцов на рынке — 800 человек, им работать надо, а не пить.

Предприимчивому коммерсанту Симону не разрешили открыть трактир на Лабораторной улице по другой причине: здесь уже имелись два питейных заведения. Категорически запрещалось продавать алкоголь на островах Даугавы: в думе боялись, что посетители таких заведений при переправе через Даугаву могут в нетрезвом виде пойти ко дну. И поди потом разбери, что погубило горожанина: водка или вода.

Зато дума активно открывала в городе чайные. Здесь рижане могли не только попить чаю или недорого пообедать. В чайных читали газеты, здесь давали спектакли любительские театры. По сути, то был своего рода прообраз советского клуба.

Первая чайная открылась в городе в 1907 году на улице Шкюню. А вот как обосновывали в 1914 году чиновники горуправы необходимость открытия за счет города народной чайной в Новом Мюльграбене (Милгрависе): “По собранным Комиссиею по призрению бедных на месте сведениям около 400 занимающихся на кораблях рабочих вынуждены или обедать под открытым небом, или отправляться в кабаки. Все они приветствовали бы радостно устройство городом народной чайной… Можно было бы рассчитывать на уменьшение злоупотребления алкоголем”.

Сад для рабочего

Но и одними чайными гордума не ограничивалась! 10 октября 1906 года в городе была открыта первая народная библиотека. К 1914 году была создана сеть библиотек. Примерно в это же время в Риге получили широкое распространение садоводческие товарищества для рабочих.

Еще в 1907 году в Риге на Эспланаде прошла необычная выставка: демонстрировались проекты деревянных коттеджей для рабочих. В книге, изданной по итогам выставки, отмечалось: рабочему желательно жить в загородном доме с садом. Типовой коттедж на две семьи стоил в то время три тысячи рублей. Если учесть тогдашние заработки, можно сказать: ныне рабочему накопить на квартиру труднее, чем сто лет назад на дом.

Разумеется, и в то время коттедж мог купить далеко не каждый. Поэтому с 1908 года дума начала выделять землю под садоводческие товарищества для рабочих. (Сейчас бы так!)

Еще в 1908 году дума предоставила “для садовых рабочих колоний” более 3,4 тысячи саженей (более гектара) земли на Соколиной улице. В 1909 и 1910 годах рабочим было выделено уже 24 тысячи саженей (около десяти гектаров) — на такой территории могли разместиться уже сотни участков.

При выделении земли город не жадничал. Вот на каких условиях чиновники городской думы в 1912 году предполагали выделить 10,6 тысячи саженей земли в Царском лесу (в Межапарке) около железной дороги для рабочих завода “Проводник”. Земля выделялась на 10 лет и весь участок сдавался в аренду по цене 1 рубль в год. То есть в расчете на одного рабочего приходилось около 1 копейки в год арендной платы.

Пенсии для кухарок

В начале ХХ века в Российской империи еще не было государственной системы пенсий, охватывающей всех пожилых людей с немалым трудовым стажем. Прогрессивные предприниматели создавали пенсионные фонды на своих предприятиях, пенсии своим бывшим работникам выплачивала Рижская дума. Причем отнюдь не только высокопоставленным чиновникам. Так как у думы нередко появлялись новые структуры и вакансии, то каждый год горуправа утверждала дополнение к списку должностей, за которые полагается городская пенсия. Вот как расширился этот список, к примеру, в апреле 1914 года. Среди десятков работников шофер пожарной машины, помощник брандмейстера, ветеринарный врач, подмастерье на городской скотобойне, кухарка больницы и так далее.

По сути, дума добровольно брала на себя обязательства платить пенсии тысячам людей. В независимой ЛР создать более масштабную пенсионную систему не удалось. Наиболее массовая выплата пенсий началась только при советской власти.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!