Диковинная, на первый взгляд, концепция родилась в недрах министерства юстиции республики. Называется она «Концепция развития инфраструктуры мест заключения»…
Хотя диковинная она воистину только на первый взгляд. На самом деле тюрьмы нашей страны в плачевном, если не сказать – позорном, состоянии. Большинство тюремных зданий пострены еще в 19 столетии или в советское время, они запущены до невозможности, в некоторых из них людям просто нельзя находиться.
Между тем от состояния мест заключения и их инфраструктуры, о чем не раз и не два напоминали европейские наблюдатели и ревизоры, зависит ресоциализация заключенных. То есть смогут ли они вернуться, отбыв срок наказания, в нормальную жизнь или опять попадут за решетку. Пока что больше половины заключенных Латвии снова попадают на скамью подсудимых.
Концепция, о которой с видимым удовльствием рассказывает министр юстиции Гайдис Берзиньш, предусматривает, что в новых тюрьмах, которые должны быть построены, будут специальные зоны с учебными помещениям, библиотекой, спортивным залом, открытой спортивной площадкой, помещениями для бесед с психологами. Будут и квартиры для длительных встреч с родственниками. По планам юстиции и строителей камеры должны быть на двух человек, не больше, и площадью по крайней мере в 10 кв. метров. Это вопрос не только «комфорта» заключенных, но и их безопасности, а также контроля за ними со стороны администрации тюрем. И должно быть все, что нужно для обеспечения занятости заключенных, повышения их образования, психологической и социальной коррекции. Словом, все-все, как зарубежом.
Часть тюрем закроют, и первой из них — одну из двух тюрем Елгавы, Парлиелупскую, здание которой построено сразу после войны и с тех пор ни разу не ремонтировалось. Всего же в Латвии 15 тюрем, из них в Риге – пять, в Латагалии и Видземе – по нескольку, а вот в Курземе всего одна тюрьма. Эта «география» никак не коррелирует с уровнем преступности в разных регионах. Просто так сложилось «исторически», и сложилось, кстати говоря, очень неудобно для многих родственников, навещающих узников.
На содержание одного заключенного сейчас отпускается в среднем по 14,78 лата в день, в месяц «набегает» четыре с лишним сотни латов. А всего узников в латвийских местах заключения было нынешнем июлем 6 с половиной тысяч. Подсчитайте, во что обходится их содержание государству, то есть нам всем, и чем аукается для общества массовое повторное или даже многократное возвращение провинившихся в места не столь отдаленные. Поэтому не только из гуманных соображений, но и из вполне меркантильных ведется столько разговоров о тюремной инфраструктуре, о том, как оптимизация ее поможет возвращению к нормальной жизни тысяч заключенных.
ПОДПИСЬ К СНИМКУ:
Газета Latvijas Aviize опубликовала план размещения тюрем после реализации концепции развития инфраструктуры мест заключения. По плану рижские тюрьмы в Ильгюциемсе, на Брасе и в Шкиротаве будут закрыты. Рижский централ разместится на пространстве нынешних Центральной тюрьмы и тюрьмы Матиса. По одной тюрьме будет в Даугавпилсе, Валмиере, Елгаве, Цесисе, Екабпилсе, Олайне, Вецумниеках и Курземе. За исключением тюрем Елгавы и Цесиса, расчитаны они на содержание тысячи и больше заключенных.




















