Думать, делать, добиваться

7626

В субботу 7 июня в Риге прошел отчетно-выборный съезд партии ЗаПЧЕЛ. Читайте репортаж со съезда наших корресподентов Александра Гурина и Людмилы Нукневич.

С основными докладами на съезде выступили Татьяна Жданок (тема доклада: «Положение ЗаПЧЕЛ в спектре европейских партий»), Яков Плинер и Юрий Соколовский. Расскажем коротко, о чем шла речь в этих докладах.

Момент истины

Сопредседатель ЗаПЧЕЛ, депутат Европарламента Татьяна Жданок вновь предложила ПНС и Соцпартии создать общий список на предстоящих выборах.

Татьяна Аркадьевна проанализировала развитие ситуации в Евросоюзе, в Латвии, в русском политическом спектре нашей страны. Она считает символичным проведение в один день выборов в Европарламент и в местные самоуправления, поскольку трансформация ЕС ведет к усилению роли именно этих органов власти и ослаблению роли государственных парламентов и правительств. Жданок заметила, что пока важность этого осознают далеко не все политики, представляяя Евросоюз как Европу государств. А вот в предвыборную программу ЗаПЧЕЛ еще в 2004 году был заложен принцип «Европа культур». Очевидно, что усиление наднациональных институтов будет компенсироваться в Евросоюзе акцентом на особенное (родной язык, религия, привязанность к малой родине, к людям общего культурного кода).

В 2004 году ЗаПЧЕЛ присоединился в Европарламенте к группе Свободный европейский альянс. Ныне это партия европейского уровня, объединяющая более 20 региональных партий из разных стран ЕС. Эти партии действуют в Каталонии, Уэльсе, Шотландии, Фландрии и ряде других регионов Европы, их опыт – примеры для русских Латвии борьбы за свою самобытность.

Татьяна Жданок входит в состав группы депутатов Европарламента, которые намерены инициировать принятие директивы ЕС о правах традиционных национальных меньшинств. Минимальный обьем коллективных прав гарантируют соответствующие международные конвенции, но традиционные меньшинства (в том числе русские Латвии) должны обладать рядом дополнительных прав. «Этот подход встречает в Европе все большее понимание», счиатет Жданок.

Меньшинственные партии – системные оппоненты консервативных партий. Но порой меньшинственные партии порой сталкиваются и с социалистами. Татьяна Аркадьевна привела пример такого столкновения. Левые говорят о защите интересов национального производителя. При работе над одной из директив Евросоюза они решили защитить этого производителя от конкуренции со стороны фирм из новых стран ЕС. И составили длинный список профессий, где национальный производитель должен был быть защищен, по сути, от нас с вами. В этот список попали даже почтальоны!

«С учетом сказанного, – продолжила Татьяна Жданок, представляется лицемерным всемерное подчеркивание со стороны представителей Партии народного согласия и Соцпартии их расхождений с ЗаПЧЕЛ в плане политического позиционирования. «Мы не являемся русскими партиями!», кричат они. «Мы социал-демократы», уверяет ПНС. «Мы марксисты!», заявляет Соцпартия. Но что же вы тогда, господа-товарищи, накануне выборов в Сейм каждые полчаса крутили по Первому Балтийскому каналу предвыборный клип «Мы за русскую школу! Мы за русский язык!». И где ваши «социалистические» предложения в Сейме и в Рижской думе? Вместо них вы автоматически копируете все инициативы так нелюбимой вами «русской» ЗаПЧЕЛ, забывая указать их источник. Но копия без оригинала – это тень, фикция. Конечно, тень иногда вырастает очень-очень длинной. А если ее показать на телеэкране одну, без первоисточника, она может выглядеть даже совсем солидной. Только вот в руки ее не взять, ускользает. И к кому в таком случае предъявлять претензии – к телевизору?

Поэтому я еще раз публично заявляю. Если вы, политики из Соцпартии, Партии народного согласия, Нового центра действительно, а не только на экране, выступаете за русский язык и за русскую школу, давайте составим общий список на выборы Европарламента (а может быть, и некоторых самоуправлений), в программе которого в качестве приоритетных будут именно «русские» вопросы.

Приоритет «русских» вопросов – наше единственное, но незыблемое условие для составления общего списка. Никакие личные амбиции таким условием не являются. Моя фамилия в латышском варианте – Zdanoka – начинается с последней буквы латинского алфавита. Так что я готова быть последней в списке на выборы Европарламента».

Следовательно, заключила Татьяна Жданок, теперь слово – за политиками из ПНС и Соцпартии. Наступает момент истины.

Скептиков и паникеров просят не беспокоиться

Тема доклада Якова Плинера была обозначена жестко – «Будущее партии в наших руках». Известно, говорил сопредседатель ЗАПЧЕЛ, что чаще всего с трибуны Сейма выступают депутаты ЗаПЧЕЛ. Есть ли смысл в столь очевидной активности оппозиционной партии или, как говорят ее оппоненты, это только способ политической саморекламы? Отвечая на этот вопрос, Плинер обратил внимание делегатов на некоторые цифры.

Небольшая по численности фракция ЗаПЧЕЛ представила в парламенте 59 самостоятельных инициатив: 26 законопроектов, проект декларации, 31 раз направлялись вопросы членам правительства. Сравним это с работой других оппозиционных фракций. Окажется, что у фракции «Яунайс лайкс» примерно столько же инициатив, хотя по численности она в три раза больше. Во фракции «Центр согласия» 17 депутатов. Результат их работы – всего 21 законопроект и 9 вопросов министрам.

«Пчелы» не только выдвигали предложения, но и активно их отстаивали. Ко дню съезда депутаты фракции на пленарных заседаниях 286 раз выступали с трибуны Сейма. Значительно больше, чем представители «Центра согласия» или «Нового времени». Что в итоге? Сейм проголосовал за 26 законодательных предложений ЗаПЧЕЛ. «Вранье, что наши предложения никогда не принимаются!», заключил Яков Плинер.

Говорил сопредседатель ЗаПЧЕЛ и о партийных рейтингах. Он напомнил, что официальные рейтинги не учитывают того факта, что более трети опрошенных на вопрос о предпочтительности той или иной партии отвечали «не знаю» или «не пойду голосовать». Реальный рейтинг ЗаПЧЕЛ по Латвии, по данным аналитиков партии, превышает 5 процентов. Поэтому скепсис в отношении успеха ЗаПЧЕЛ на будущих выборах неуместен, а рейтинги сами по себе всего только лишнее основание для размышлений и совершенствования партийной работы.

Не по команде «фас»

Тема доклада Юрия Соколовского звучала несколько неожиданно – «Кризис партийной системы в Латвии». О чем же говорил сопредседатель ЗаПЧЕЛ?

Собственно, считает Соколовский, кризис переживает партийная система всей Европы. Сформировалась эта система еще в середине ХХ века, но с определенного момента наблюдается все большая ее несостоятельность и кризис идей. В Германии социал-демократы и консерваторы успешно работают в одном правительстве, лидер британских лейбористов поддерживал войну во Вьетнаме, и так далее.

Юрий привел остроумную аналогию. В середине ХХ столетия в Европе была очень популярна машина фирмы «Фольксваген» «Жук». Теперь этот автомобиль устарел и по дизайну и по мощности, но в Европе такая машина все же работает. В Латвии же партийная система напоминает «Фольксваген» без двигателя. Его демонстрируют Западу, чтобы все видели, какая у нас хорошая политическая система, хотя двигателя в том «Фольксвагене» давно уже нет.

Латвийские партии, по мнению Соколовского, делятся на несколько категорий. Первый вариант – бизнес-проект. Такие проекты не имеют идеологической подоплеки. Есть экономические группировки, олигархи, они формируют заказ, им нужны порлитические лоббисты, они нанимают опытных пиарщиков, создают профессиональную команду. Для пущей узнаваемости к проекту стараются привлечь известных спортсменов или деятелей культуры. Потом, когда команда собрана, пиарщики подыскивают для нее идеологию. Преимущества такой политической организации – профессиональный менеджмент, хорошее финансирование. Главный минус – партия такого сорта напоминает служебную собаку. У нее нет своей воли. Она просто выполняет команды «охранять» (своих спонсоров), «фас» (набрасываются на оппонентов, угрожающих дружественной им бизнес-группировке), «апорт» (приносит хозяину подряды или, скажем, лоббирует нужные проекты).

Второй вид партий – спасители отечества. На каждых выборах объявляется новая партия такого типа. Главный лозунг: все кругом плохо, но мы придем и всех спасем. Однако очредной спаситель отечества долго не живет, как правило, это партии на один-два созыва Сейма.

ЗаПЧЕЛ выглядит на фоне таких партий белой вороной. Он не создан ни политтехнологами, ни олигархами, ни очередным мессией. «ЗаПЧЕЛ создан людьми, нас объединяет система ценностей, которую поддерживают многие жители Латвии, – подчеркнул Юрий Соколовский. – Естественно, денег на рекламу у такой партии меньше, чем у партий бизнес-проектов. Зато в отличие от прочих политических организаций «пчелы» обладают собственной волей и действуют по собственной воле».

Закончил свое выступление Юрий Соколовский тоже неожиданно. Он рассказал, как однажды в течение целого вечера выслушивал наставления на политическую тему в компании из десяти с лишним человек. Все десять долго и жестко критиковали ЗаПЧЕЛ: то делаете не так, это делаете не так. Казалось, ну никто из них никогда и ни за что не проголосует за ЗаПЧЕЛ. И вдруг, под занавес: «Все наши эмоции оттого, что мы переживаем за вас. Ведь, в отличие от всех остальных, вы – настоящие!».

Что говорили гости съезда

Аплодисментами встретили участники съезда выступления члена правления эстонского «Ночного дозора» Максима Ревы, руководителя партии Европейский свободный альянс Нелли Маэс.

На съезде присутствовали также союзники «пчел» – руководители Молодежной партии и партии «Наша Латвия». А представителей общественных организаций, прибывших на съезд, перечислять можно долго – РОЛ, Латвийская ассоциация борцов антигитлеровской коалиции, Латвийский антифашистский комитет, Латвийский комитет по правам человека, Союз граждан и неграждан, Латвийская ассоциация русской молодежи…

На съезде присутствовали и иностранные дипломаты нескольких стран.

О чем говорили гости?

«Мы считаем, что право говорить на родном языке – это неотъемлемое право человека», — сказала Нелли Маэс. По мнению лидера Европейского свободного альянса, «Европейские институции не представляют ту Европу, о которой мы мечтаем». Она видит Европу не только как союз государств, но и как Европу регионов, культур и традиций, единства и многообразия. «Мы мечтаем о второй палате Европарламента, которая бы представляла многообразие Европы. Мы за Европу меньшинств, за такую Европу, где языки меньшинств не просто подсчитаны, но где каждому из них оказано уважение, как части общего достояния Европы». И продолжила: «Сегодня утром, идя на ваш съезд, я шла по многоязычному европейскому городу. И мне бы хотелось, чтобы каждый человек в вашей стране имел право говорить на родном языке».

Вот еще несколько фрагментов из разных выступлений.

Татьяна Фаворская, председатель правления Русского общества в Латвии:

– Русское общество в Латвии является многолетним партнером вашей партии. Мы участвовали и участвуем в ваших мероприятиях, мы поддерживаем вас на выборах. Мы радуемся вашим успехам, огорчаемся вашим неудачам. У вас очень хороший человеческий ресурс, у вас мощный интеллектуальный потенциал. Мы очень хотим, чтобы вам всегда сопутствовал успех».

Валерий Кравцов, президент Лиепайской русской общины:

– ЗаПЧЕЛ всегда последовательно и однозначно отстаивал интересы русской общины. Что же до предстоящих выборов в Европарламент, я лично буду голосовать за Татьяну Аркадьевну и постараюсь убедить русскую общину отдать голоса за Татьяну Аркадьевну».

Григорий Шадрин, заместитель председателя Ассоциации борцов антигитлеровской коалиции, сказал, что именно ЗаПЧЕЛ первой стал защищать права ветеранов войны. Что же касается доктора экономики, профессора Вячеслава Алтухова, многолетнего президента Русской общины Латвии, то он выступил на съезде не как гость, а как член партии ЗаПЧЕЛ.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!