Новый «Балтийский путь». Два варианта…

8325

Первое, что резануло взгляд неделю назад, в ежегодный «день легионера», – несколько эстонских флагов в образующей «почетный коридор» череде знамен Латвии, по которому к памятнику Свободы шествовали представители «противной стороны». Собственно говоря, то, что под знаменами МОЕЙ страны Латвии к ее главному памятнику ежегодно проходят торжественным маршем те, кто присягал Гитлеру, и их более молодые поклонники тоже не добавляет, думаю, очень многим внукам Победителей нацизма – коренным латвийцам – уважения к латвийскому знамени. Но, после таллинских событий апреля минувшего года эстонские знамена в «коридоре почета» показались поднятыми явно «с намеком»… Поэтому разговор с активистами «Ночного дозора», которые приехали, чтобы присоединиться в этот день к латвийским антифашистам, вышел сам собой…

«Тут поминают героев…»

Собственно говоря, сам «нацистский шабаш» в этом году был как нельзя скучен. Ни тебе шествующих к памятнику главных лиц страны, ни прочих инцидентов. Из «слуг народа» к памятнику пришли лишь Петерис Табунс да Александрс Кирштейнс. Мэр Риги Янис Биркс так и не пришел, хотя еще за несколько дней до этого публично заявлял, что сделает это обязательно.

В 10 часов утра антифашисты попытались возложить к памятнику Свободы два траурных венка, в память жертв нацизма, замученных на территории Латвии. Однако хотя с цветами к памятнику пускали любого желающего, но путь им преградил плотный заслон полиции. Якобы территорию возле памятника в этот момент обследовали на предмет наличия взрывчатки. Однако возникло ощущение, что полицейские прекрасно понимают: причина отказа на самом деле в том, что не время возлагать траурные венки, когда вот-вот сюда придут, чтобы помянуть «героев». Антифашистам предложили вернуться со своим венком после окончания «марша легионеров». Не посчитав такое развитие событий возможным, они отправились маршем на улицу Гоголя, к мемориалу на месте сожженной ЛАТЫШСКИМИ нацистами в первые дни войны вместе с людьми синагоги, чтобы возложить там венки и зажечь поминальные свечи.

В 11 часов у памятника Свободы появилась колонна «противной стороны». Антифашисты встретили ее из-за стального ограждения и полицейского кордона гневными выкриками и освистыванием в специально припасенные свистки. Пока пришедшие возлагали цветы, «коридор почета» пел бравые легионерские песни, про то, как их деды «сит ган криевус, ган вациешус». Кроме стариков-легионеров и сочувствующих им соотечественников разных возрастов и сословий, в колонне шли и «наци» из Литвы, Эстонии и, по неофициальной информации, из Германии. Впрочем, кроме уже упомянутых эстонских флагов, зарубежные гости свое присутствие не афишировали. Видимо, понимать это надо было так: по каким-то причинам именно эстонцы решили, что им уже можно «светиться»…

Другие «экстремисты из-за бугра»

Когда я уже писал этот материал, по телевидению прошел сюжет: ужесточились проверки на границе между латвийской Валкой и эстонской Валгой. Несколько месяцев назад оттуда же транслировались победные реляции о полном отмене погранконтроля в связи с вступлением Латвии и Эстонии в Шенген. Сами латвийские пограничники объясняют это тем, что «на самом деле границы существуют» и «чтобы предотвратить въезд в Латвию нежелательных элементов, приходится проверять буквально всех». Не знаю, подразумевают они или нет под «нежелательными элементами» членов «Ночного дозора»… Однако на суде, где накануне «дня легионера» латвийские антифашисты оспаривали запрет на проведение 16 марта антифашистского марша к памятнику Свободы, представитель полиции безопасности привел в качестве примера «радикально настроенных иностранных экстремистов», которые могут присоединиться к нашим антифашистам и, видимо, вместе с ними устроить массовые беспорядки, именно «Ночной дозор». С учетом этого пятеро его активистов добирались в Ригу проселочными дорогами, ночью и выключив «мобильники». По прежнему продолжается давление на активистов «Ночного дозора» и в Эстонии. «Люди в штатском» приходят к ним на работу, рекомендуют начальству уволить этих сотрудников. А иногда приходят в школы и детские сады, которые посещают дети активистов. И пытаются выяснить у администрации, насколько «лояльно» воспитывают родители, активисты «дозора», своих детей. Пытаются сорвать любые попытки «Ночного дозора» арендовать помещения. Что думают о своем настоящем и будущем сами «те, кто в дозоре»? На вопросы Ракурса отвечает Петр Пушкарный, член правления «Ночного дозора».

— «Ночной дозор» возник просто как группа единомышленников по защите «Бронзового солдата». Теперь, когда памятник перенесен, попросту говоря, чем вам осталось заниматься?

— Это вопрос, который сегодня нам особенно часто задают. Мы считаем, что проиграно сражение, но отнюдь не вся война за те идеалы, которые мы разделяем. У нас есть далеко идущие планы. Наша организация за прошедшее время не только не уменьшилась, а наоборот, расширилась. Очень активно люди вступали к нам летом. Я сам лишь в июне официально вступил в «Ночной дозор». До этого я приходил к памятнику 9 мая, иногда участвовал в ночных дежурствах, но был скорее просто «активно сочувствующим». А уже с августа я активно занимался организацией пикетов в защиту Линтера, Ревы, Кленского и Марка Сирыка, мальчишки, который сидел совершенно ни за что.

Есть еще много наших памятников по всей Эстонии. Есть воинские захоронения на северо-западе, вдоль Чудского озера. Мы ухаживаем за ними и следим за их судьбой. Но есть у нас и политические планы. Например, через полтора года в Таллине будут муниципальные выборы. Поэтому сейчас у нас задача-минимум: постараться перерасти из народного движения в политическую партию и принять в этих выборах участие. В Эстонии закон позволяет и негражданам, и гражданам России, имеющим постоянный вид на жительство, участвовать в муниципальных выборах. Почему бы нам не начать с этой «площадки»? Но думаю, ни для кого не секрет, даже для самого правительства Ансипа, что ему недолго осталось пребывать у власти. Я уверен, что 2008 год будет последним годом его правления. Это была кратковременная русофобская политическая волна, на которой поднялся Ансип. Сейчас, открыв свое истинное лицо, он становится неинтересен и самим эстонцам.

«Чтобы остаться САМИМИ СОБОЮ»

— Не утихают разговоры, что все события таллинской «бронзовой ночи» — это провокация самих властей, всплывают все новые доказательства этого…

— К сожалению, 26 апреля, в первой же стычке с полицией, я получил травмы, попал в больницу и в дальнейших событиях уже не участвовал. Поэтому не могу поделиться впечатлениями… Но то, что это была провокация властей, однозначно. Если бы памятник перенесли, как и обещал премьер Ансип, после Дня Победы, с соответствующими почестями, то никакого недовольства народа бы не было. Когда мы стали охранять памятник, останавливались и таксисты, и просто проезжающие мимо, подходили прохожие. Люди приносили нам горячий чай, кофе, пирожки… А вечером 26 апреля мы просто стояли напротив «Бронзового солдата» и пели песни, несколько человек пытались возложить к нему цветы. Полиция выстроилась перед нами одной, второй цепью. Потом появились «робокопы», пустили слезоточивый газ и начали работать дубинками…

— А то, что вы попали в этой стычке в больницу, как-то повлияло на ваш выбор официально вступить в «Ночной дозор»?

— Несомненно! Как и у многих других. Пока нас никто не оскорблял, не унижал, можно было просто приходить к памятнику 9 мая и 22 сентября, в день особождения Таллина. Это был внутренний порыв, или дань воспитанию, но не больше. И только когда правительство начало нас жестоко преследовать, мазать грязью память наших отцов и дедов, пришло время выбора: или смириться и стать такими, как ОНИ, — или остаться САМИМИ СОБОЮ!

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!