«Разгул демократии» в Сейме
В четверг 3 ноября Сейм принял поправки к закону «О собраниях, шествиях и пикетах», которые иначе как вызывающе-циничным попранием принципов свободы слова и волеизъявления расценить невозможно.
В пикетах отныне положено стоять немыми истуканами. Запрещаются не только речи, но и, цитата, «выкривание отдельных возгласов, лозунгов и обращений».
Место встречи протестующих, не важно, собрание это, шествие или пикет, следует выбирать так, чтобы «по возможности» не мешать не только движению транспорта, но и пешеходов. Мало-мальски здравомыслящему человеку понятно, что любая публичная акция ограничивает движение тех самых пешеходов. Что имеется в виду под оговоркой «по возможности», не уточнено, а значит, интерпретировать это положение всяк волен по-своему.
Использовать мегафоны, микрофоны и другие усилители позволительно, только получив добро на это от самоуправления. Представители Госбюро по правам человека (ГБПЧ) и министерства иностранных дел попытались было убедить депутатов правящей коалиции, что свобода слова включает в себя не только содержание информации, но и способы ее распространения, однако их мнение благополучно проигнорировали.
ГБПЧ в свое время провело исследование «Аудит демократии» и пришло к выводу, что закон о публичных акциях еще в прежнем его виде противоречил латвийской Конституции. По Сатверсме достаточно было бы просто проинформировать местные власти о предполагаемом собрании, у нас же требовалось получить специальную справку от самоуправления. Однако поборники ordnung’а в нашем парламенте, депутаты правящих правых партий пошли еще дальше. Теперь заявку на собрание, пикет или шествие нужно подавать не за три, как было раньше, а за пять дней (рабочих) до акции. Самоуправления же должны среагировать на заявку не позднее, чем за 48 часов до намеченного мероприятия (раньше – в течение трех дней). То есть если пикет решат запретить, времени на то, чтобы обратиться с жалобой в суд, не останется.
Принятые поправки неизбежно приведут к грубым нарушениям прав человека. Об этом говорили не только депутаты оппозиции, но и представители ГБПЧ и министерства иностранных дел. Однако время на дебаты при обсуждении поправок на пленарном заседании Сейма тоже сократили до минимума. А поскольку поправки были приняты в срочном порядке, что исключает повторное их рассмотрение, даже президент страны не вправе вернуть их в Сейм и потребовать устранить несоответствия поправок Сатверсме.
Парламентская фракция ЗаПЧЕЛ выступила с заявлением по поводу происшедшего и приступает к консультациям с юристами. Фракция считая необходимым оспорить в Конституционном суде нормы, поддержанные большинством голосов – депутатами правящей коалиции.





















