В минувшие выходные бывшие узники Саласпилсского и других концлагерей собрались у Саласпилсского мемориала, чтобы почтить память тех, кто навечно остался в этой земле.
Организовало встречу Общество узников фашистских концлагерей. На ней были представители посольств России, Украины и Белоруссии. Приехали депутаты Сейма, Рижской и Саласпилсской дум, в основном представлявшие объединение ЗаПЧЕЛ (был один депутат из ПНС). Официальные власти не сочли нужным почтить своим присутствием эту встречу.
Со слезами на глазах пожилые люди, прошедшие «земной ад», подводили своих внуков и правнуков к застывшим в граните фигурам, к гранитной стенке, на решетку который были прицеплены детские игрушки. Это то место, где стоял тогда один из нескольких детских бараков.
После прохождения «круга памяти» минутой молчания начался траурный митинг. Председатель Латвийского общества узников и главный организатор дня памяти Эльвира Михайловна Иляхина попыталась рассказать о тысячах убитых и замученных фашистами на территории Латвии, но договорить не смогла. Помешали слезы. Бывшие узники рассказывали свои истории, и все говорили об одном: трагедия никогда не должна повториться. А мне подумалось, что каждый из этих устных, сквозь слезы, рассказов «весил» больше, чем сто учебников по истории Латвии, начиненных новой идеологией. Посетили бы это мероприятие те, кто пытаются представить Саласпилс «воспитательно-трудовым учреждением»…
Перед собравшимися выступила депутат Европарламента Татьяна Жданок. Она рассказала, что ЗаПЧЕЛ готовит брошюру на английском языке для депутатов Европарламента – в ответ на тэбэшные дифирамбы об «ужасах оккупации». В нее войдут и истории «оккупантов», прошедших все «трудовые и воспитательные процедуры» Саласпилса и чудом оставшиеся в живых. Когда после выступления Татьяны Аркадьевны кто-то из присутствующих захлопал было в ладоши, Эльвира Михайловна остановила: «Здесь не хлопают. Здесь скорбят и вспоминают».
Пусть не прозвучит это кощунственно, но одна радостная мысль у меня все же была. Было опасение, что «новым идеологам» удастся вбить в головы молодых идею, что легионеры «ваффен СС» боролись за свободу Латвии, а в Саласпилсе и в других лагерях гуманными методами перевоспитывали «оккупантов». Не получилось у идеологов. Теперь, когда мы, молодые, сами столкнулись с ложью и унижением, они стали больше чтить историю и память старших поколений. У нас своя история, господа. И мы ее помним.
В заключение бывшие узники собрались за общим столом на поляне, чтобы помянуть тех, кого уже нет, и пожелать здоровья и долгой жизни оставшимся в живых. Я присоединился к этим пожеланиям и думал о том, что подвиг каждого из этих людей уже в том, что они – выжили.



 
            
 
		
















