Когда латвийские предприниматели не то обокрали, не то не обокрали мощного заокеанского гиганта, немедленно было заведено уголовное дело, и материалы этого дела наш генеральный прокурор Янис Майзитис побежал показывать мистеру Карлсону (бывший посол США в Латвии, Ракурс), пишет Марис Краутманис в Neatkariigaa. Надо сказать, продолжает Краутманис, выглядело это непристойно.
Но слишком уж упрекать в этом Карлсона вряд ли стоит, говорится в статье. Дипломатам нашей собственной страны скорее стоило бы поучиться у него тому, как защищать граждан своей страны, если кто–то или что–то над ними каплет. Плохо другое, что наши собственные доброхоты и старатели — послушные, на все заранее согласные служки.
А вот нынешний американский посол в Латвии Кэтрин Тодд Бейли — это совсем другая история, куда как более удивительная. Муж ее, большой богач, пожертвовал изрядные деньги на предвыборную кампанию Джорджа Буша. Очевидно, в благодарность за это домохозяйке, специалистке по организации пикников миссис Тодд Бейли доверили благородную миссию — стать послом в ма–а–аленькой такой стране Латвии, что на окраине Европы. И первое, с чего начала посол, — наехала на руководство Рижского cвободного порта.
Потом она замолчала тему Рижского порта, поскольку, очевидно, те круги, в которых поначалу наблюдался интерес к тому, чтобы отнять Ригу у местных криминальных аборигенов, обнаружили, что в Латвии есть и другие, несомненно, более привлекательные порты. Например, Вентспилс.
В этом контексте нет ничего удивительного в том, что после освобождения Айварса Лембергса из тюрьмы посол великой державы произнесла следующие слова: «Мне известно, что суд принял решение освободить из заключения Лембергса и применить в качестве меры пресечения домашний арест, и я жду объяснений суда по поводу этого решения».
В любой нормальной стране, в которой государственные мужи и политики не потеряли чувство собственного достоинства, такого рода посольские высказывания были бы оценены соответствующе, и в министерстве иностранных дел Америки уже обсуждали бы другую кандидатуру на должность посла. Тем более, что в переводе с английского высказывание Тодд Бейли — невиданно открытое вмешательство во внутренние дела Латвии, бессовестное давление на латвийскую судебную власть, про которую, хотя бы формально, сами Штаты пишут в учебниках, что она независима от исполнительной власти и от политики.
Но… Но может быть, что высказывания посла Америки вовсе не оговорка, не случайно вырвавшаяся фраза. Несчастье в том, что в самой Америке с гигиеной демократии в последнее время — большие проблемы. Этой зимой в США отстранили восьмерых федеральных прокуроров. Появились подозрения, что отставка их вызвана политическими мотивами, поэтому Конгресс вознамерился допросить двоих бывших помощников президента Буша. Буш, однако, допросов не допустил. Ну, если в собственной стране независимость судебной власти от политики не бог весть какая святыня, почему бы эти нравы не понести в мир? Однако же зачем же Латвии учиться на скверных примерах?
Но с Америкой когда–нибудь все будет в порядке, демократия в ней рано или поздно вернет свои позиции, поскольку у демократических традиций в этой стране большая история. А вот с нами — намного хуже. Есть опасения, что однажды допустив политическое давление на судебную власть, ожидая, когда «суд даст объяснения», политически мотивируя уголовные процессы, Латвия до второго пришествия не вылезет из этого болота. Как вот сейчас, когда в ответ на высказывания Тодд Бейли от наших — ну никакой реакции. Словно бы ничего она и не сказала, и все О.К.




















