Маргиналы выступили против «предательства»

7958

Отношение к пограничному договору у латышских публицистов и аналитиков отнюдь не однозначное. Айварс Тарвидс на портале .lv страсти, кипевшие вокруг Пыталовского района Псковской области, назвал «Абренским котлом», «по аналогии с Курземе.

Пикетчики, протестовавшие против «предательства», выглядели маргиналами, пишет автор. Маргинально и истерично вели себя в зале заседаний Сейма охранители Конституции и исторической преемственности из Jaunais laiks и ТБ/ДННЛ. Юридические — от Илмы Чепане и политические — от Сандры Калниете — аргументы выглядели беспомощными. Не помог озвученный поэтический пафос Ингуны Рибены и пропагандистские, с трибуны Сейма, слюни Улдиса Гравы (все — Jaunais laiks). Не повлияли на решение и простоватость Юриса Добелиса (ТБ/ДННЛ), и многодецибельная латынь Висвалдиса Лациса (СЗК).

Сконструированная и запущенная премьером машина голосования сработала точно — как автомат Калашникова.

Противникам подписания пограничного договора остается разве что уповать на мнение Конституционного суда или положиться на референдум — уж там граждане не отступят. В выходные юристы JL и ТБ/ДННЛ шлифовали текст готовящегося договора, а самые патриотичные вожаки от народа сочиняли заявление в прокуратуру о факте государственного предательства.

Кто определит цену этой активной игры в демократию — время, деньги и изгаженный престиж государства? С точки зрения формальной логики и исторической правды, спор представляется абсурдным. Тысячекратно упомянутая «оранжевыми» кангарами Андриса Шкеле, прожорливыми «олигарховыми» выдвиженцами Айвара Лембергса и «карманными» депутатами Айнара Шлесерса святость статьи 3–й Конституции не нарушена и никак не в опасности. Латвия действительно отказывается от 2 процентов в свое время суверенной территории Первой республики. Вопрос: можно ли считать город Абрене и шесть волостей частью Латгалии? Нет! В 1920 году этот участок находился вне латгальских этнографических пределов. В ходе освободительных боев они перешли под контроль правительства Латвии и во время мирных переговоров были отняты у Советской России, ослабленной гражданской войной и химерой всемирной революции. Используя геополитическую структуру и аннексируя территорию России, Латвия получила значимый железнодорожный узел. Так что, по сути дела, наших соотечественников, переделавших в межвоенное время деревенское Пыталово в цивилизованное Абрене, нравится это или не нравится, следует признать колонистами.

Подготовленный к подписанию пограничный договор не предусматривает отказа от части латвийской территории. Правительство Калвитиса de jure отказывается от кражи, совершенной под шумок войны. И при чем здесь обсуждение в Конституционном суде, и к чему звать народ приходить к урнам, чтобы на референдуме защитить единство Латвии?

При урегулировании вопроса о границе не подвергается сомнению правовая преемственность государства. И благодарные потомки и через 100 лет будут иметь возможность требовать от Москвы «болевые» деньги за ужасы советской оккупации.

Не к месту упрекать Калвитиса в намерении компенсировать потери жителям Абрене и их наследникам. Если в свое время латвийское государство не смогло оградить своих жителей и их имущество от внешней агрессии — пусть платит по полной!

С противниками пограничного договора почти ясно — они не намерены вывешивать белый флаг над Абренской крепостью. Оппозиция стремится сохранить свое политическое влияние и престиж. Хочется Jaunais laiks победить коррупцию в Уталаве (Pietālavā), сделать там мэром Айвара Аксенока, строить в Абрене детские сады и не возводить концертные залы…

Если воплотится в жизнь инициированный Калвитисом благоприятный внешнеполитический сценарий, наибольший выигрыш выпадет Латвии, в проигрыше останется президент страны, вернее, амбиции ВВФ. Со стороны Москвы договор в Риге готов подписать премьер–министр Михаил Фрадков, а после того его коллегу Калвитиса ждут в Кремле. По оценке президента России Владимира Путина, уходящая с должности госпожа Вайра Вике–Фрейберга стала «хромой уткой», политические рандеву с которой не стоят его времени — времени человека, занятого делами государственной важности.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!