Суды Линча маячат на горизонте,

9509

Если государство не справляется со своими функциями, общество готово сделать это за него, – такова преамбула и основная мысль комментария в Neatkariigaa Юриса Пайдерса.

В Cредние века, пишет Юрис Пайдерс, крестьяне брали в руки вилы и протыкали ими правителя, который не выполнял общественный договор и использовал власть для того, чтобы терроризировать подданных. Тогда же английский философ Томас Хоббс (1588-1679) сформулировал право народа на восстание. В его понимании существует неписаный договор между государством и обществом. Общество платит налоги, следует всем требованиям власти, а государство взамен обеспечивает его безопасность. Если этого не происходит, народ вправе бунтовать.

В наше время народный протест может выражаться в мирных и гуманных формах, продолжает автор. Например, в Латвии начала 90-х протест проявлялся в массовом уходе от уплаты налогов и разнообразных «отмазках» от обязательной армейской службы. После вступления в ЕС возмущение государственной властью проявляется отъездом людей в страны с более гармоничным развитием и человечным отношением к жителям.

Если суды оправдывают бандитов, это провоцирует народ на линчевание преступников. Если полиция не желает ловить воров, обычный гражданин – как в свое время Юрис Боярс – берет в руки огнестрельное оружие и сам чинит расправу над тем, кто украл. Если полиция не выполняет своих функций, каждый становится полицейским для защиты самого себя.

Требования граждан возросли, а судьи и полицейские остались теми же – они набирались профессионализма в эпоху рыночной экономики образца 90-х. А посему можно долго спорить, что лежит в основе нынешнего кризиса судебной системы и полиции – всеобщая коррупция или… или полицейские просто бунтуют? Бунтовать ведь в наше время можно по-разному. Не выходить на работу или, как в советские времена, изображать деятельность. Полицейскому приходится уворачиваться от пули бандита, а государство делает вид, будто ему за это платит. Полицейские могут бастовать, даже выйдя на работу, – весь день глядеть в потолок, отвлекаясь разве что на то, чтобы отшить зашедших в их «каптерку» нежеланных посетителей.

Если бы полиция вовремя отреагировала на сюжеты TV3 и публикации журналистов, меньше было бы отравленных в Прейли людей. Ведь ежу понятно, что главное сырье – контрабандный спирт – поступало из России. Но полицейские начальники сами занимаются запугиванием людей, публично наставляя, что надо говорить и как. В репортаже из Прейли один полицейский начальник громогласно утверждал: отравившиеся покупали алкоголь исключительно в магазинах. Ребята, да это же грубый нажим на свидетелей! Если пострадавшие не признаются и промолчат, полиции тогда и впрямь делать нечего.

Безразлична полиция и в отношении безопасности детей. Летом Neatkariigaa доказательно продемонстрировала, с какой легкостью у нас «подсаживают» молодежь на порноканалы. В октябре журналисты Diena от имени подставного лица – некой девочки – спровоцировали больших дядей на письма и действия эротического характера. Полиция возмутилась. На ее взгляд, журналисты восстали против власти и стали перенимать ее функции.

Перенимать чужие функции, это хорошо или плохо? Если на скорую руку пытаться заменить собой функции полиции и суда, можно забыть о несправедливости, о презумпции невиновности и прочих достижениях демократии. Если каждый сам себе полицейский, это анархия, а не демократия. Но государственная власть должна гарантировать обществу безопасность. В противном случае возникает резонный вопрос, а нужны ли нам вообще бессмысленные суды и немощная полиция?

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!