С 25 по 26 апреля Вайра Вике-Фрейберга побывала с государственным визитом в Финляндии. Латвийские журналисты, воспользовавшись моментом, взяли интервью у президента страны Тарьи Хаалонен. О чем рассказала им президент?
О том, в частности, что из-за предполагаемого открытия с 1 мая рынка труда в старых странах Евросоюза на самом рынке особых изменений скорее всего не случится. В Финляндии довольно высокий уровень безработицы и в то же время в отдельных сферах ощущается недостаток рабочей силы. В строительстве, например, в сфере обслуживания. Есть также потребность в инженерно-технических работниках. При этом нужно иметь в виду, что для работы в сфере обслуживания нужно знать шведский или финский, а то и оба этих языка. Финляндии требуются также медики — врачи, медсестры.
Вы сказали, последовал вопрос к президенту, что сегодняшняя Россия — лучше, чем когда-либо. Но в России происходят настораживающие вещи, например, афера с ЮКОС’ом и другие. Что, Россия Путина лучше России Ельцина? Ответ: «Во всяком случае для Финляндии — лучше! Ельцин не контролировал страну. Что касается объемов торговли между нашими странами, то они существенно выросли, и в наших взаимоотношениях нет никаких трудностей. Да, мы знаем, что у Латвии и других стран сложные отношения с Россией, но если без конца пересматривать историю, препон может найти много. Историю пусть изучают историки, и пусть они же помогут странам-соседям лучше понять друг друга».
Однако, гнули свою линию журналисты, в России дума и правительство послушны воле Кремля. Кремль же контролирует большую часть экономики государства, такие, к примеру, крупные предприятия, как «Газпром» и «Роснефть». Президент на это философски ответила, что это сейчас так, а о том, что будет, предложила поговорить через пять лет. И выразила надежду, что присутствующие едины во мнении — процессы в России идут в позитивном направлении.
Спросили президента и о том, не намеревается ли Финляндия из соображений безопасности присоединиться к НАТО? Г-жа Тарья Хаалонен ответила вопросом на вопрос: «А как НАТО может нам помочь?» И добавила, что финны, будучи полноправными членами ЕС, готовы к сотрудничеству с разными странами и организациями, в том числе и с альянсом, сотрудничество с которым, вообще говоря, уже наличествует.
Прозвучал и несколько неожиданный вопрос: не могла бы Финляндия, коль скоро у нее хорошие отношения с Россией, помочь Латвии заключить договор о границе с восточным соседом. Президент ответила, что старалась помочь еще в бытность свою министром иностранных дел и обещает помогать и впредь. Но добавила, что Латвия сама должна поработать над развитием межгосударственных отношений с Россией. Это придаст нашей республике уверенности. К тому же от подписания договора выиграл бы и Евросоюз, но он не может действовать от имени страны-участницы. В любом случае из-за неподписанного договора о границе ЕС не прекратит сотрудничества с Россией.
И, наконец, сакраментальный вопрос, усиленно муссирующийся местной прессой: допускает ли президент Финляндии, что она или Вайра Вике-Фрейберга могут стать генсеком Организации Объединенных Наций? Ответ прозвучал достаточно категорично: «Я полагаю, что ни я, ни Вайра Вике-Фрейберга генеральным секретарем ООН не станем».




















