Друзей надо знать по именам

8063

Latvijas Aviize провела дискуссию «Интеграция через культуру» и опубликовала отчет о дискуссии. Начинается он со слов: «Почему латыши должны думать об интеграции русских, поляков, лейшей (так, пренебрежительно, – о литовцах. – Ракурс), украинцев и других живущих в нашем государстве гражданах и негражданах?..»

И далее: «Хороший хозяин заботится о членах своей семьи, родственниках и тех, кто пришел со стороны, об их самочувствии и безопасности. Хороший хозяин дает возможность вошедшему в семейный круг ознакомиться с привычками и законами дома, а хороший гость относится к семейным обычаям хозяина с уважением».

Продолжение отчета – после такого-то вступления – последовало несколько неожиданное. «В 1991 году в Москве на демонстрации за независимость Латвии вышли русские… За соучастие в обретении Латвией независимости награждены орденами Трех Звезд русские демократы Александр Яковлев и Юрий Афанасьев. В 1991 году на баррикадах в Риге были не только латыши. И среди милиционеров, державших сторону Народного фронта, были не одни латыши. Почему мы вспоминаем только тех, кто оккупировал и выселял, и забываем тех, кто был с нами в минуты испытаний?»

Вот чтобы ответить на этот и другие вопросы, и призвали писателей, журналистов, политиков времен Атмоды, бывших депутатов Верховного Совета и, конечно, «главную русскую писательницу» Марину Костенецкую. Ее имя было даже ввели в название дискуссии: «Марина и друзья» (Marina un draugi).

Marina un draugi

Список друзей по-своему любопытен. В нем литераторы У.Берзиньш, К.Скуениекс, Я.Рокпелнис. Л.Азарова-Вациете, председатель Латвийского общества русской культуры Ю.Абызов, актер Р.Плепис, журналисты Р.Калниньш, В.Андреев, Н.Троицкая, медик, бывший депутат Верховного Совета СССР от Народного фронта В.Толпежников, педагог «русскоязычной школы» Л.Сочнева, публицист, комментатор радио Свобода В.Портников, представитель Eвропейского студенческого форума Р.Озолиньш, председатель правления Латвийского объединения консервативной молодежи А.Кудорс.

Что же думают друзья Марины Костенецкой? Вот выдержки из выступлений.

Людмила Азарова. Уже во времена Атмоды составлены списки книг, которые надо бы перевести с латышского на русский, чтобы восполнить информационный вакуум. Надо переводить не только художественную литературу, но и книги по мифологии, истории и отдельных ее звеньях, о языкознании, о выдающихся личностях, об особой – белой – ментальности латышей. К сожалению, констатировала г-жа Азарова, планы «воспитания» на иной лад, родившиеся во времена Атмоды, рухнули, и в результате существуют две правды, две истории, два нередко враждебных информационных поля, что опасно. Русские, по мнению г-жи Азаровой, тоже принадлежат к «белой ментальности», однако о попытках превратить русский язык в маргинальный г-жа Азарова не упоминала.

Журналист Владислав Андреев, названный Latvijas Aviize «одним из сильнейших прогрессивных русских журналистов в Латвии», создатель программы «Процесс» на LTV, обеспокоен тем, что по телевидению показывают радикально настроенных русских. В кругу самого Андреева таковые отсутствуют.

Людмилу Сочневу на дискуссии представили как педагога русскоязычной школы. В газетах Latvijas Aviize, Diena, в передаче «Домская площадь» она рассказывала, что была в шоке от действий «так называемых штабистов». Кстати, отметила газета, школьное руководство позволяет Людмиле Сочневой выступать в латвийских СМИ с условием, что нигде не будет названо место ее работы.

Писатель Улдис Берзиньш призвал обращать внимание на личность другого человека: «Мы интересны один другому, потому что мы – разные». Янис Рокпелнис оказался не столь либерален: «Хоть этнически я не чистый латыш (покажите мне такого!), моя бабушка – русская, и все же я не космополит. Язык для меня – все, это моя родина. Но ассимиляция неизбежна».

Его поддержал на ином эмоциональном накале Вилен Толпежников: «Идеи баррикад преданы. Все эти годы я молчал. Сейчас я, русский, вступил в организацию Daugavas Vanagi и в партию Visu Latvijai! В Латвии никакая интеграция невозможна – только и единственно ассимиляция! Те, кто не желает ассимилироваться, должны уехать».

Однако тут вдруг прорезался голос и у Марины Костенецкой: «Я, русская, уважаю латышский народ и культуру, традиции и нравы, и все же я не ассимилировалась».

В результате дискуссии выявились явные ассимилянты и наметились их потенциальные жертвы. Под занавес прозвучал призыв родить идею, которая могла бы консолидировать всех, кто выбрал местом жительства Латвию и кто признает латвийскую «национальную государственность».

Впрочем, консолидированное общество, резюмировала Latvijas aviize, базирующееся на осуществлении социально-экономических программ, никому не нужно.

Вот так, оказывается.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!