Восемь лет под знаком плюс

8477

Если послушать, что у нас пишут и говорят, можно подумать, что сегодняшняя Россия – это огромная потемкинская деревня: псевдовыборы, прсевдоконституция, псевдопередача власти. Диссидент Аркадий Белинков писал в 1970-е годы, что счет свободы в России всегда шел на часы: на Сенатской площади 24 декабря 1825 года – 5 часов, с февраля по октябрь 1917 года – 8 месяцев. А с 1991-го по день сегодняшний? За восемь лет правления Ельцина исчез страх, появился плюрализм на местных выборах, империя распалась мирно, без войн (за исключением Чечни, но она расположена внутри России) – зато приватизация превратилась в настоящий разбой, пенсии стали выплачиваться только когда президентом стал Путин, регионы были на грани полного обнищания, появился терроризм, который стали подавлять излишне жестокими методами, финансовый кризис 1998-го чуть было окончательно не пустил страну ко дну.

Время Путина

За восемь лет президентства Путина культура продолжала процветать в атмосфере абсолютной свободы, несмотря на ее некоторую «голливудизацию». От периода интенсивного ученичества свободе слова сегодня осталась свободная радиостанция «Эхо Москвы», трансляции которой можно услышать по всей стране. На канале «Культура» каждое утро показывают передачи Euronews, выходит оппозиционная газета «Новая газета» (где работала Политковская). И, конечно же, российский Интернет, свободный и бурно развивающийся (половина россиян имеют доступ в Мировую паутину). Иначе говоря, тот, кто хочет чувствовать себя свободным и получать независимую информацию, может легко себе это позволить. Проблема заключается скорее в том, что большинству россиян это не нужно или не очень нужно. В любом случае для них главное – стабильность.

Почему? Свобода идет рука об руку с ответственностью, а русский человек не готов взваливать ее на свои плечи. Огромная скудно заселенная (это будет одной из самых острых проблем грядущих десятилетий) территория России пока не позволяет передать часть полномочий местным органам власти. Многие считают, что последние восемь лет прошли под знаком плюс. 70 процентов голосов, отданных за нового президента – это реальный факт, подтвержденный результатами опросов общественного мнения, проведенных Институтом Левады.

Безусловно, с точки зрения соблюдения прав человека в России не все обстоит благополучно. Многие преступления остаются нераскрытыми, некоторые из них совершены еще в эпоху Ельцина, например убийство священника Александра Меня.

Иногда простые люди начинают решительно действовать, например, жители московского района Бутово, которые громко протестовали против того, что в один прекрасный день их гаражи были снесены бульдозерами строительной компании. Их абсолютно стихийное возмущение подхватили СМИ. Их не поддерживала ни одна из оппозиционных партий.

Позиция оппозиции

Кстати об оппозиции. Либеральные партии никогда, даже под угрозой смерти, не смогли объединиться. Явлинский, Касьянов, Каспаров, Немцов – по отдельности они бессильны. Остается единственная настоящая оппозиция – Коммунистическая партия, которую не тронул Ельцин (его, кстати, за это осуждали), и которой Зюганов (ставший близким другом ныне покойного диссидента Александра Зиновьева) успешно придал новый глянец.

Стабильность позволила каждому реализовать свои планы, типичные для среднего класса. Например, купить квартиру, построить дом. Россияне вновь оказались хозяевами своей судьбы, они опять почувствовали гордость за себя и за страну после многих лет унижений и поучений со стороны Запада. Фильмы о войне, резкая реакция на политику, проводимую Европой на Балканах, перезахоронение в России праха генерала-белогвардейца Деникина, большая популярность стихотворения «Клеветникам России», написанного Пушкиным в 1831 году после подавления восстания в Польше.

Реванш по-русски

Президент Путин назвал распад СССР катастрофой. Но это были только слова, речь не шла о вооруженном реванше. Недавний визит в Москву президента и премьер-министра Украины явился тому свидетельством. Империя пала без единого выстрела (пересматривать цены на газ – это, согласитесь, не то же самое). Но создавать нацию, опираясь на воспоминаниях об империи, задача не из легких. Сегодняшняя Россия пытается решить эту задачу с помощью пропаганды – порой нелепой, порой трогательной. Путинский проект «Русский мир» состоит в консолидации культурного наследия России и его распространении, особенно среди миллионов русских, живущих за границей. Тут пригодились и Рахманинов, и Бердяев, и вся плеяда живших в Париже русских деятелей искусства. Разве может это кому-то прийтись не по душе?

Да, нынешняя Россия берет «реванш» – экономический, культурный, но не империалистический. Есть среди российских либералов и такие, кто сожалеет, что «цветные революции» (Украина, Грузия) не пришли на территорию России. Но все же большинство граждан, даже интеллектуалы, считают, что «оранжевая революция» на Красной площади вряд ли смогла решить проблемы. Скорее, породила бы множество новых на огромной территории страны (к слову, ситуация в сегодняшней Украине далека от «оранжевой революции» декабря 2006 года).

В России наблюдается сосуществование эпох и складов ума, что вряд ли встретишь у нас…

Именно в этом истоки того варианта национальной памяти, который культивируется режимом, СМИ и широкими слоями населения, памяти на потребу всех и каждого, где соседствуют Ленин, Николай II…. Отсюда два гимна, два флага, возрождение спайки между государством и церковью. Только сегодня церковь более независима, чем во времена прокурора Священного Синода…

Le Temps, Швейцария

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!