Кто ищет, тот всегда… или Нет рекламы – есть качество

8783

Без громкой и заливисто пестрой рекламы под занавес прошедшего месяца Ригу с концертами посетила Рада Анчевская. Уникальную исполнительницу пришло послушать человек двадцать. И это, наверное, нормально. Аншлаг у нас уже больше ассоциируется с безвкусной и пошлой телепередачей.

Лидер и основательница московской группы «Рада и Терновник» не первый раз в нашем городе. И снова с бесплатными, как драгоценный сыр в сломанной мышеловке, концертами. И снова здорово, по-хорошему камерно, миротворно и зажигательно. В умиротворенно солнечном, сказочно вечереющем дворике Музея театра.

Раду Анчевскую и двух ее виртуозных соратников-музыкантов малолюдность аудитории нисколько не смущала. Отыграли они на совесть. Кому-то даже могло показаться, что акустическое трио перепутало маленький живописный дворик с большой и престижной сценой Латвийской национальной оперы. Так ответственно, выкладываясь по полной, с радостью и вдохновением трудились гости.

Случайно завернувшие, прямо с улицы, посетители благоговейно застывали в недоумении: «А что это, собственно? Что за направление?» Ответ получали, в основном, один и тот же: «Да все вместе взятое. Космос…».

В самом деле творчество Рады невозможно втиснуть в какие-либо классически определенные рамки и навесить грубый, как замок от сарая, ярлык. Тут вам русский и мировой фольклор, тут вам и психоделический фолк-арт-рок. Сама Рада свои напевы называет «магическим реализмом». А как еще определить сплетение фольклорных и бытовых реалий? Героев песен – птицу Феникc, богатырей, водяных, Бабу Ягу сменяют аристократы окраин и «печальные жители земли». Мощный и одновременно тончайший, как натянутая тетива, голос Рады наделяет ее и без того сильные стихи еще большей мощью.

Тексты Рады можно найти в уникальном издании – «Поэты русского рока». На вопрос, кого из авторов–исполнителей она ценит больше всего, Рада ответила – Александра Башлачева и Яну Дягилеву. Чувственное женское пение Рады и вправду заставляет вспомнить Яну Дягилеву и еще, наверное, Лизу Джеррард из всемирно известного коллектива «Dead Can Dance».

Кстати, элитарная и сложная представительница «музыки не для всех» Лиза Джеррард не так давно выступала в Латвийской национальной опере. Цена билетов зашкаливала за 20 латов. И – ничего. Если бы и упало яблоко, то на чью-то зрительскую голову. Только вот досталось мне от знакомого «меломана», которому я посоветовал посетить концерт: «Вот Басков – это да, сила. А тут мы с женой чуть не заснули».

К чему это я? Да к тому, что крепко зависим мы от стереотипов, от мнений-суждений, того, что нам будто бы ненавязчиво навязывают с экранов ТВ, из утробы FM-приемников. Хотя часто в приятной и восхитительной для легковерных глаз обертке оказывается несъедобный продукт.

Беда в том, что к такому несъедобному продукту искусства легко привыкнуть. Не попадаться на модные нынче слова «престижный», «раскрученный» – вот задача. Чтобы фальшивое, лишенное жизни суррогатное искусство и воспринималось соответственно – как фальшивое и суррогатное.

На вопрос, а как же без рекламы, без раскрутки «настоящего» узреть это самое «настоящее», хорошо ответила сама Рада. «Люди, которые захотят услышать такую музыку, услышат. Эта музыка дойдет до них абсолютно мистическим образом. Важно создать возможность. Важно, чтобы в природе существовала такая именно музыка, такие именно записи, такие именно концерты. Мы наполняем пространство собой…».

Напоследок – о маленьком, но приятном совпадении. Рада Анчевская, в свое время, работала на независимом, от дурновкусия, радио, с примечательным для многих названием – «Ракурс».

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!