(1891 — 1945)
В прошлом номере «Ракурса» вы могли прочитать очерк, посвященный памяти Елизаветы Кузьминой-Караваевой – яркого поэта Серебряного века, общественно-религиозного деятеля и героя Сопротивления. Миру она стала известна как легендарная мать Мария – это ее монашеское имя. Родилась она в Риге и завершила свой крестный путь в концлагере Равенсбрюк. В 1985 мать Мария была посмертно награждена орденом Отечественной войны. А в 2004 году Константинопольская Патриархия причислила ее к лику святых.
В акмеистский «Цех поэтов» Елизавету ввел муж Дмитрий Кузьмин-Караваев («стряпчий» организации). При участии «Цеха» был выпущен первый сборник «Скифские черепки» (1912), в котором отразились детские впечатления, наблюдения за археологическими раскопками крымских курганов. Книга была замечена критикой. В 1916 вышел второй сборник Кузьминой-Караваевой «Руфь», в которой отразился пережитый ею религиозный переворот.
Она дружила с Анной Ахматовой и Сергеем Городецким, ездила в Коктебель к Максу Волошину, посещала заседания знаменитой «башни» Вячеслава Иванова. Долгое время находилась под влиянием поэзии и личности Александра Блока. Идея подвижничества, ставшего жизненным призванием матери Марии, вызрела еще в петербургский период жизни Кузьминой-Караваевой. В ту пору она принадлежала к партии эсеров, а после Февральской революции, став городским головой Анапы, была едва не расстреляна деникинцами.
«Путь к Богу лежит через любовь к человеку, а другого пути нет… На Страшном суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме. И только это спросят».
Произведение, которое мы предлагаем читателю, вошло в книгу 1937 года «Стихи».
Не помню я часа Завета,
Не знаю Божественной Торы,
Но дал Ты мне зиму и лето,
И небо, и реки, и горы.
Не научил Ты молиться
По правилам и по законам –
Поет мое сердце, как птица,
Нерукотворным иконам.
Росе, и заре, и дороге,
Камням, человеку и зверю.
Прими, Справедливый и Строгий,
Одно мое слово: я верю.




















