За последние, чтоб не соврать, полгода удалось мне-таки посмотреть по ТВ передачу, что-то говорящую и уму, и сердцу. В «Серебряном шаре» по РТР-планете Виталий Вульф проникновенно рассказывал о личности сценариста, режиссера и актера Валерия Приемыхова. Его роли в фильмах «Пацаны» и «Холодное лето 53-го» – образцы высшего пилотажа. Я пожалел, что не записал передачу на видео. Таких человечных и проникновенных передач по ТВ показывают хорошо если раз в полгода.
Это по Российскому ТВ. Про местное, с его большими примерками и прочими видеокурьезами я вообще молчу. Блестящие картинки, дополненнные абы каким звукорядом, плотно заполняют телеэкран. Идут они как дополнение к бронебойной артиллерии. Заграничным сериалам, ток-шоу, пулеметным новостям, бесконечным музыкальным клипам. Все блестит, сыплет скороговорками, грохочет. Невольно вспоминается: «Тишины хочу, тишины. Нервы, что ли, обожжены…»
Ну не тишины, так хотя бы нормальной речи на равных. А то складывается впечатление – дурят нашего брата, отвлекают от неуловимо главного, превращая в ручных и податливых. Меж тем приходит осень. Вот-вот дожди, туманы, сырость, приправленная холодным солнцем. Чмсло любителей коротать вечера перед мерцающими экранами Samsung’ов, Panasonic’ов и прочих говорящих и показывающих ящиков растет. Необходимо же человеку расслабиться после трудов праведных.
Дело полезное – расслабиться. Другое дело, что большинству из нас в силу и без того расслабленного менталитета свойственно принимать всерьез едва ли не все, что течет с разноцветных экранов.
Далеко нашему брату до среднего американца. Вернется такой янки со службы, развалится в кресле и, потягивая пивко из банки, закусывая попкорном, пойдет спокойно нажимать кнопки на пульте. Ураганы, наводнения, бандитские разборки, даже таранящие небоскребы самолеты воспринимаются им словно кадры из художественного фильма. Разумеется, если американец этот проживает в другом штате и в плане расстояния далек от происходящего. Даже гордость Ливерпуля Джон Леннон, тонкий и проникновенный художник, перебравшись на жительство в Штаты, смотрел телевизор при выключенном звуке, медитативно наблюдая за беспорядочным мельканием картинок.
Наш зритель иной. Мировые новости он смотрит не иначе как с таблеткой валидола под языком. Мир на экранной плоскости для него такая же действительность, как детский гомон и яркие припаркованные у соседнего дома машины за окном. Он, наблюдая за сериальными страстями, переживает и за хлипкий семейный союз следака Каменской и ученого Чистякова, и возмущается про себя пошловатой рекламой. Чуть ли не ежедневно возникающие в телеэфире реальные и киношные персонажи становятся частью семьи. Шестилетний сын моего приятеля как-то поинтересовался: «Папа, а когда к нам в гости дядя Путин зайдет?» Наблюдая же за очередными приключениями Джеки Чана, где тот на протяжении всего фильма, потеряв память, то и дело вопрошает ‘‘кто я, кто я’’, ребенок как заведенный восклицал: «Ты Джеки Чан, ты Джеки Чан».
Что там дети. Взрослые попадаются на удочку ушлых телевизионщиков и их толстосумов-хозяев. Политики, кинозвезды, ведущие ток-шоу, по сути, все сплошь актеры. Так называемый эффект зеркала. Стоит человеку увидеть свое отражение, как он сразу старается придать лицу более подобающее, как ему кажется, значительное выражение. А уж когда на человека наводят телекамеру, он и вовсе преображается, входит в образ, специально созданный им самим или его имиджмейкерами.
Таинственный Виктор Пелевин в романе ‘‘Generation P’’ пошел дальше. Политики у него – виртуальные, созданные при помощи компьютерных технологий существа. Голливудские кудесники подобные технологии используют уже вовсю. Скончался вот на съемках шумного блокбастера актер, а съемки продолжать надо. Так взяли и использовали. В итоге почивший в бозе актер компьютерно доиграл положенный матерьял.
Существует примечательный, грустный и по сути страшный фильм с Дастином Хофманом в главной роли – «Хвост виляет собакой». Речь в картине идет о том, как телевизионщики пытаются отвлечь внимание граждан от скандала, связанного с хаотичными любовными связями президента страны. Через ТВ объявляют о необходимости развязать миротворческую войну в далекой, не известной рядовым американцам стране. Лепят как блины компьютерные репортажи с мест не происходящих на самом деле боевых действий, восторженно оповещают зрителей об очередных героических свершениях виртуальных солдат. Страшно при этом, что в действительности вооруженные конфликты разгораются отнюдь не понарошку. Но, что и следует из фильма, ТВ – мощное средство управления сознанием.
Хотя мы не марионетки, и просто надо помнить, что ТВ всего-навсего если и окно, то с видом на созданный массовиками-затейниками мирок. Несомненно окошко волшебное. Не случайно его оккупировали денежные мешки. Оно преобразит что угодно. Простейший пример. Исхоженные улочки Риги по ТВ выглядят как нечто невиданное, донельзя сказочное. А выберешься в город и мигом почувствуешь себя лилипутом в стране великанов, и морщина на лице жителя той страны воспринимается как вырытая на совесть траншея.
Еще одно из свойств волшебного и ужасного ящика – придавать любой белиберде, что несут говорящие головы из новостей и ток-шоу, подобие некоего откровения. То же самое, произнесенное дома на кухне, и слышится как ерунда, а по телевизору… – так это же по телевизору!
А что по телевизору? Вот в России есть канал «Культура». Там вам и фильмы Луиса Бунюэля и музыка Малера в исполнении Берлинского филармонического оркестра. Получается, что к другим каналам подходит определение «бескультурный» и правит бал там сплошной «аншлаг». В Латвии ни одного канала с названием «культура» нет. Все, получается, культурные. Или бескультурные? Передачи на русском на Латвийском ТВ лишены местного колорита, и все практически скроены по российским образцам. В студию на интервью чаще приглашают заезжих звезд из России, нежели своих писателей и актеров. Ведущие передачи «Рижский бальзам на русскую душу», похоже, начисто забыли, что и в Латвии проживают русские деятели культуры. Хотя, случается, и повезет. По LNT покажут «Страсти Христовы» в постановке Мэла Гибсона, по другому каналу – интервью с подлинным, не суррогатным певцом Олегом Погудиным, посетившим Ригу.
К любому телевизору подходит сейчас название древнего телеприемника «КВН». Раньше аббревиатуру в шутку расшифровывали как – купил, включил, не работает. На сегодняшний день актуальнее расшифровка – купил, включил, надейся. Надейся, что направленное оболванивание и превращение зрителя в тупого пожирателя зрелищ сойдет на нет, и обремененные деньгами дяди сойдут с ума и примутся проплачивать трансляцию серьезных фильмов, передачи, не промывающие до полной стерильности мозги, а просвещающие и просветляющие.





















