«Черный день» календаря и голоса совести и разума

5886

Делать вид, что колонна, движущая в тот день к памятнику Свободы, — просто кучка запутавшихся в истории очень пожилых людей или неразумного молодняка, на мой взгляд, по меньшей мере опасно. И тревожно. По многим причинам.

Начать с того, что стражи порядка, действующие, естественно, не по собственному почину, а получив соответствующие указания, по существу создали легионерам и их сторонникам полосу «наибольшего благоприятствия». Колонна шла потоком, надежно охраняемая живой цепью вооруженных до зубов полицейских. За этой цепью на небольшом пятачке у лаймовских часов теснились антифашисты, журналисты, телевизионщики, просто прохожие.

Колонна, едва ли не печатая шаг, гордо шествовала не в Лестене или в какое–то иное место, дабы почтить память погибших, а к памятнику Свободы — главному символу республики.

По этому поводу приведу фрагмент из комментария заместителя председателя Латвийского антифашистского комитета (ЛАК) Иосифа Корена: «Нам совершенно четко продемонстрировали, что такое для Латвии 16 марта. Впереди колонны идут малолетние ребята, и их встречают у памятника, на камне которого высечено «Отчизне и свободе», а чуть ниже растяжка с аршинными буквами на латышском: «Приветствуем легионеров». Забыли, правда, написать — легионеров Waffen SS. А сзади шкандыбает всякое отребье с антисемитскими плакатами. По–моему, всем ясно, что это за памятный день…».

Я не поленилась сосчитать: бывших легионеров встретили молодые ребята с 72 (!) государственными флагами Латвийской Республики в руках. Между ними сновал со счастливым, прямо–таки вдохновенным лицом Райвис Дзинтарс, лидер партии Viss Latvijai, чуть ли не по линейке ровняя носки ботинок своих подопечных. Ordnung, стало быть, должен быть, порядок, господа. Вам это ничего не напоминает?..

Антифашистов было заметно меньше, нежели их идеологических противников. Эдуард Гончаров, председатель ЛАК, объяснил это так: «Мы не успели собрать побольше народу, хотя, безусловно, могли. Мы только вчера (15 марта. — Л.Н.) в четыре часа вечера узнали, что суд отменил запрет на проведение мероприятий 16 марта».

Действительно, все так и было. Однако и Daugavas vanagi (в переводе на русский «Даугавские ястребы». — Л.Н.), заявившие шествие, узнали, надо думать, о решении суда в тот же день и час. Тем не менее «ястребята» проявили большие организованность и единение. Во всяком случае внешне. А мы, все мы, проклинающие «коричневую чуму», где были?..

Мне приходилось, и не раз, слышать, что, дескать, всякое действие провоцирует противодействие. То есть если не обращать внимания на «ястребиную» и иже с нею прыть и демонстрации, они сами завянут, заскучают, и потребность в маршах якобы рассосется сама собой. Ну что тут скажешь? Еще и еще раз напомнить о Германии 30–х годов, когда разумные вроде бы и порядочные люди точно так же, с брезгливым и при этом вполне пассивным отталкиванием относились к нацистам? История, как известно, имеет свойство повторяться. Пока же я могу только засвидетельствовать, что колонна легионеров и их поклонников, марширующих к памятнику, в этот раз была заметно гуще, чем в прошлые годы.

Добавлю к сказанному слова из экспресс–интервью Ракурсу посла Российской Федерации в Латвии Александра Вешнякова: «Жалко, что это происходит в столице европейского государства, в самом центре Риги, которую я очень люблю. Жалко, что легионеры проходят при поддержке немалых своих последователей из числа молодежи. Жалко, что именно в Латвии, да еще в Эстонии, до сих пор есть силы, которые пытаются коллаборационистов делать героями. Они не герои, они или жертвы, или, во всяком случае некоторые из них, преступники».

А как быть с репликой латышской бабушки, яростно защищавшей идущих в колонне: «А что, в Москве нет фашистов?!». Ответ господина Вешнякова: «Я не знаю фашистской молодежи, которая гуляла бы при поддержке российских властей по улицам Москвы и других городов России. Это существенное отличие. Хотя я согласен с тем, что эта зараза, эта опасность есть и в России, и что с нею надо бороться везде, где бы она ни поднимала голову».

И еще короткий комментарий посла другой республики — Узбекистана — Кобилжона Назарова: «Если такое происходит в центре города, задаешься вопросом, о какой, собственно, свободе идет речь. Но ведь есть государство, есть власть государственная, которая должна выполнять свои функции…».

Ну, в нашей республике понятия о свободе более чем своеобразные. Того же Марека Сирыка в страну не пускают, а решения Нюрнбергского трибунала вполне успешно игнорируют. Во всяком случае в той их части, где сказано, что «невозможно выделить какую–либо часть SS, которая не принимала бы участия в этой преступной деятельности» и что «решение о признании преступного характера обвиняемой организации (имеется в виду SS. — Л.Н.) является окончательным».

В тот же день и днем позже

Тогда же, 16 марта, в заключение международной научной конференции, «Итоги Второй мировой войны: жертвы, праведники, освободители и палачи», проходившей Риге, было принято решение сформировать международное антифашистское движение. Президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Борис Шпигель подчеркнул, что участники его будут «выступать против всех тех организаций, которые проявляют терпимость к фашизму и нацистской Германии». А представитель Эстонского антифашистского комитета Андрей Заренков добавил: «Тот факт, что решение о создании движения принято в Риге в тот же день, когда здесь проходили мероприятия дня памяти латышских легионеров, имеет символическое значение».

Наконец, днем позже в выставочном зале Дома Менцендорфа открылась выставка «Они сражались за нашу свободу». На ней представлены любопытнейшие и исторически бесценные плакаты и фотографии стран антигитлеровской коалиции. Организаторы выставки — Европейский русский альянс, Центр Национальной славы России и партия ЗаПЧЕЛ.

На открытии выставки Татьяна Жданок, выступая в этот раз в качестве председателя Европейского русского альянса, рассказала, что выставка будет передвижной. Ее покажут в Голландии, Бельгии, во Франции, Чехии, Словакии, Венгрии. А свое путешествие по европейским столицам выставка завершит показом на конгрессе 10 мая в крупнейшем концертном зале Лондона Альберт–холле.

«Но начинаем мы этот показ в Риге и в день, когда все латвийское общество обостренно обсуждает вопросы истории, — сказала Татьяна Жданок. — Ибо мы живем во время, когда история является аргументом политики. Специалисты говорят уже о политической истории, или исторической политике, которая доминирует в наше время. К сожалению, эта политическая история многими используется для пропаганды не тех идей, с которыми боролась антигитлеровская коалиция».

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!