Похоже, дабы еще резвее выдавить трудоспособное население из страны, власти решили к недееспособной медицине и поруганному образованию приплюсовать экологические средства. Именно так расценивают жители Болдерая и Усть–Двинска стройку будущего нефтехимического терминала OOO Baltic Oil Terminal.
2 июня 2002 года Рижский свободный порт заключил договор с предполагаемыми строителями нефтехимического терминала. 10 сентября года нынешнего авторы проекта приехали на встречу с жителями, чтобы обсудить будущее терминала–гиганта, района и самих жителей этого района.
При гробовой тишине аудитории авторы проекта долго и воодушевленно рассказывали о «плюсах гигантского строительства», который расположится на 30 гектарах земли, от Болдерайской железнодорожной станции практически до пляжа. Видео, плакаты и цифры были внушительными. Но при этом ни слова о том, как эти масштабы отразятся на тех, кому не повезло иметь здесь дома, растить детей и работать.
— Терминал будет проектироваться по самым высокотехнологичным в мире разработкам. Будут предусмотрены все экологические нормы, — заверил собравшихся член правления компании Euro Oil Refinery Игорь Емельянов. — Мы в этом обсуждении открыты перед вами и готовы выслушать все ваши вопросы и претензии.
Аргументы «против»
Вопросов и претензий у жителей района оказалось множество. Например, почему договор о строительстве был заключен, даже не дождавшись заключения Бюро по оценке влияния на окружающую среду, не есть ли это фактическое свидетельство преднамеренного нежелания считаться со здоровьем, жизнью и конституционными правами рижан? Почему на плане терминала не обозначена железная дорога, которая проходит вдоль жилых домов? Как будет функционировать переезд при кратно увеличенной нагрузке? Во сколько на самом деле обойдется налогоплательщикам необходимое углубление фарватера?
― Железнодорожное полотно, по которому будут транспортироваться цистерны с опасными жидкостями, проходит в 22 (!) метрах от жилых домов. Почему ваш ォкиношедеврサ не показал последствия возможных техногенных аварий, — задала вопрос жительницы района Людмила. — Нетрудно представить, к чему приведет взрыв (не дай Бог) хотя бы одной цистерны. Наши дома на ленточном фундаменте, если пойдут тяжелые составы, дома могут сложиться, как карточные. Год назад мы обратились в Рижскую думу за разъяснениями. Нас обнадежили, мол, не волнуйтесь, все дома в критически близком соседстве от железной дороги будут расселены. Неделю назад в той же думе, но уже при другом мэре ответ был другим — даже не думайте, ни о каком расселении и речи быть не может!
Сегодня мимо наших окон идет перевозка только угля. Уже при этом режиме дышать нечем, окна открыть невозможно. Я даже не говорю о шуме и вибрации, которые мы вынуждены терпеть постоянно и которые, понятно, здоровья людям не прибавляют. Чего нам ждать когда пойдут еще и цистерны с химикатами? Нам уже сегодня запасаться противогазами? Или сразу саркофаги готовить? Зеленые насаждения, говорите? А разве вы не в курсе, что по технике безопасности вдоль железной дороги недопустимы зеленые насаждения, поскольку в случае необходимости к ней без задержек могли подъехать пожарные машины или другие спецслужбы?
Что касается современных технологий. Все, кто долго живет в Усть–Двинске и Болдерае, помнят, какие замечательные «песни» нам пели по поводу современных технологий наших очистных сооружений — все будет сделано по последнему слову техники. Сегодня мы задыхаемся от этого «последнего слова».
Мы не против развития бизнеса. Но почему бизнес одних должен развиваться за счет здоровья и жизней других? Судя по всему, разработчики проекта приняли нас за любителей острых ощущений. Увы, мы обычные люди и хотим жить не на испытательном полигоне. Это нам гарантировано Конституцией.
Забор, конечно, поставить можно…
Директор SIA e.s. VIDE Юрис Цирулис лишь выразил Людмиле глубокие соболезнования: «Если у вас действительно ленточный фундамент, я вам не завидую, это тяжелый случай». Но тут же заверил, что все дома вдоль железной дороги будут занесены в регистр, и над этим материалом они обязательно будут работать. Очевидно, за семь лет на работу с «этим материалом» времени у создателей проекта не нашлось.
В качестве очередного аргумента в пользу строительства нефтетерминала из уст организаторов собрания прозвучала весть о создании дополнительных рабочих мест.
Это нашло своих сторонников среди собравшихся. Например, Янис (правда, живущий в районе бывшего ВЭФа) признался, что болит у него сердце по причине массового отъезда из страны молодых, здоровых, трудоспособных людей: «Почему вы лишаете меня рабочего места? Почему вы, болдерайцы, заставляете молодежь уезжать из страны? Дайте нам работу! Я — за строительство».
Его поддержал Эдгар, рабочий подобного терминала на Мангальсале: «Терминал построен в советское время, и там очень и очень плохие условия. Если здесь построят нормальный терминал, если сделают все то, что сегодня показали на фотографиях, я буду только рад. А чтобы не омрачать моральный дух пожилых людей, которых смущает близость большого промышленного предприятия, можно поставить забор».
Ну, забор наверняка не перекроет все те риски, которые сопровождают нефтехимический гигант. И если учесть тот факт, что у нас отсутствуют специальные службы спасения и локализации техногенных катастроф, рядовая авария может перерасти в непоправимую трагедию, которую невозможно будет компенсировать никакими страховками. Касается это не только Болдераи, но в равной степени и Риги, Юрмалы и даже соседней Эстонии. «Плюс» же — новые рабочие места — выглядит вялым и сомнительным. Ведь прежде чем появится около 400 новых рабочих мест, работу потеряют работники AGA и других предприятий, расположенных на этой территории. И не факт, что именно они будут работать в дальнейшем. Скорее всего, обслуживать терминал станут заезжие специалисты, а нашим безработным в лучшем случае достанутся низкооплачиваемые места дворников и сторожей.
В процессе обсуждения, безусловно, превалировало убеждение, что будущий терминал несет в себе угрозу здоровью и безопасности людей. Это не может не волновать людей. Хотя в предыдущих отчетах авторы проекта рапортовали, что он «встречен населением с пониманием».
— О каком понимании вы говорите? — поинтересовалась молодая мама. — Ни одна семья не верит в то, что здесь можно жить и быть защищенными от вредных выбросов и влияний, о которых вы так «корректно» умалчиваете. Я считаю нынешние дебаты откровенной насмешкой над жителями района. Давайте проведем референдум и выясним, сколько процентов жителей проголосует за строительство терминала.
Вот таким невеселым получился разговор. Стороны не поняли друг друга. Дискуссия должна иметь продолжение.




















