Шагреневая кожа Юрмалы

7002

Коррупция похожа на некий почти абсолютно прозрачный и ядовитый раствор, в котором «варятся» вполне непрозрачные и подозрительные дела. Но из него неизбежно торчат уши, которые обсуждает всяк кому не лень, и никто вроде бы не знает, что с ними делать. А делать – надо. Примерно такой вывод напрашивался после встречи с депутатами от ЗаПЧЕЛ Юрмальской думы Жанной Купчик и Владимиром Максимовым и главой юрмальской региональной организации «пчел» Владимиром Купчиком. Рассказываю подробнее, о чем именно мы говорили.

В начале 90-ых Юрмала являла собой зрелище устрашающее: заброшенные государством рассыпающиеся дома, что ни улица, то почему-то пепелище, запустение; словно бы морок спустился на край янтарного нашего моря. То время, к нашей радости, уходит в прошлое — Юрмала фениксом восстает из пепла, благоустраивается, строится. Но как нет худа без добра, так нет, как это ни печально, и добра без худа. Мало того, что понастроенные роскошные особняки дальше – больше лишают Юрмалы ее прежней неповторимой прелести. Еще страшнее, что частное строительство, как метастазы, норовит расползтись вширь и вглубь, внедряясь в том числе в дюнную и прочие зоны, некогда именуемые природоохранными. А поскольку хозяин – барин, он делает в пределах своего хозяйства что ему вздумается. Та самая природоохранная зона скукоживается, уменьшается в размере на манер шагреневой кожи. Почему и как это происходит? Вот примеры, о которые рассказали мне при встрече.

В соснах у Лиелупе

Земельный участок «Валтери» за номером 3301 находится в аренде у Латвийского спортивного клуба водных мотоциклов. От этого клуба в свое время баллотировался в депутаты Сейма представитель партии «Яунайс лайкс», он же председатель правления клуба Ларс Аболиньш. Ларс Аболиньш, судя по всему, энергичный молодой человек. Тридцати лет от роду, выпускник факультета финансов и кредита Латвийского университета, менеджер по лизингу SIA «Uniilizngs» — одним словом, человек грамотный и в бизнесе не новичок. В его с сотоварищами заявке на изменение статуса земельного участка «Валтери» было сказано, что предполагается сделать эту территорию «частично предназначенной для общественных нужд».

По закону таковую возможность – разрешить строить в некогда природоохранной зоне — должна рассматривать специальная рабочая группа. Группа заявку рассмотрела и 20 сентября прошлого года вынесла свой вердикт: заявителям отказать. Причины были указаны в отдельной графе: «Валтери» расположены в лиелупском природоохранном поясе, здесь растет сосновый лес, и застройка этой зоны недопустима.

Понятно, однако, что, владея землей, неинтересно только любоваться на ней соснами, рекой и солнцем над головой. Территорию надо обжить по максимуму, а значит, что-то на ней построить. Последнее обстоятельство не устроило — в прошлом сентябре! обратите внимание на даты — рабочую группу думы. Но Ларс Аболиньш со товарищи не отступаются, и 3 марта уже года нынешнего рабочая группа опять рассматривает вопрос о «Валтери». Прежнее решение она оставляет в силе: берегите, мол, люди, лес, природу – главное богатство Юрмалы!

Занавес и торжественные фанфары? Никак нет. Ровно через одиннадцать дней рабочая группа Юрмальской думы неожиданно меняет мнение: решила-таки уважить просьбу г-на Аболиньша и прочих действующих лиц этой истории. Что произошло в эти десять плюс один день, почему «сдали» природохранную зону, почему прежние решения рабочей группы скоропостижно похерили на корню – тайна сия велика есть. Которой и заинтересовались депутаты-«пчелы» Юрмальской думы. Пока же заметим, что именно партия «Яунайс лайкс», которую представляет и Ларс Аболиньш, без устали бьет себя в грудь, настаивая на роли чуть ли не единственного и, уж точно, главного борца с коррупцией.

«Туалетные» и другие чудеса

В Лиелупе же, рассказали «пчелы», есть еще участок. В документах он обозначен как Лиелупе 5901. Там 2,7 гектара чистого леса, в недавнем прошлом считалась природоохранной зоной, однако и в ней решением думы разрешено строительство. Лес, стало быть, будет вырубаться.

И еще участок – Авоту 52F площадью в 2,3 гектара, и еще — Пиекрастес, 6/8. Оба в прошлом – природоохранные территории, которые теперь с легкостью переводят в разряд жилых, и на них разрешено строительство. Участок на Авоту 52F находится за Каугури у самого синего моря. По прежним правилам в дюнной зоне разрешалось строить только на месте старого фундамента. Скажем, стоял туалет размером 10 на 10 кв. м, так вот на его месте – пожалуйста. Но почему-то прежние 10 на 10 кв.м разбухают на глазах…

В Каугури же на берегу моря стоит кафе, и надалеко от того кафе предположительно вырастет поселок из шести домов. Это в 60 метрах от воды. Чтобы начать строительство, нужно запланировать в проекте как минимум наличие канализационных труб, которых отродясь не было и нет на этой территории. Дома, стало быть, построят, а все нечистоты – куда? В море? Или предложат думе (налогоплательщикам) за свой счет провести соответствующие коммуникации? Но как бы там ни было, а приступить к детальной планировке и этого строительства уже тоже разрешили. Причем решение сопровождалось «забавным» обстоятельством. Бывший мэр Юрмалы, нынешний вице-мэр Дайнис Урбанович долго и гневно критиковал на заседании думы проект – мол, море там, сосны, чистейший воздух. Когда же обнаружилось, что для утверждания проекта не хватает одного голоса, он… поднял согласную руку.

Что делать, когда поезд почти ушел?

Мой вопрос к депутатам ЗаПЧЕЛ: а что делать, если решения приняты и ходу им назад вроде нет? Ответили: для начала нужно предать гласности все, о чем шла речь. Гласности боятся пуще всего на свете, ибо темные дела делаются обычно тишком-молчком, в самом темном углу и даже, как показал Юрмалгейт, в туалете. Помимо того, «пчелы» намерены проверять законность подозрительных сделок, привлекая в случае надобности юристов, и бить, если надо, тревогу во все колокола. И очень важно создать прецедент, благодаря которому тайное бы сделалось явным.

А в заключение Владимир Максимов процитировал несколько строк из российского документа, озаглавленного «Ущерб от коррупции». В нем сказано: «Международная организация, название которой переводится как «международная прозрачность», задокументировала мнения бизнесменов, действующих на международном рынке, руководствуясь так называемым «индексом отношения к коррупции». Результаты показывают, что они, бизнесмены, крайне чувствительны к распространению коррупции в той или иной стране. Бизнесмены используют свои деньги, голосуя за наименее коррумпированные страны. Если же они приходят в коррумпированную страну, то ожидают высоких и быстрых прибылей. Они вкладывают инвестиции только в том случае, если считают, что могут сорвать большой куш, что в свою очередь усугубляет экономическую нестабильность в этих странах. Это порочный круг».

Что Юрмала лакомый кусок не только для местных бизнесменов, ни для кого не секрет. Но это уже следующая тема.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!