8 марта 2006 года руководители энергетических компаний Латвии, Литвы и Эстонии скрепили своими подписями новый меморандум «Первый этап подготовки к строительству нового ядерного реактора в Игналине». Все три страны на равных условиях примут участие в проекте.
Литовские энергетики уверены, что, если бы не помощь балтийских соседей, проект новой АЭС стал бы призрачной мечтой.
Остановив один реактор в прошлом году, Литва обязалась остановить работу второго к 2009 году. На возведение нового реактора с нуля должно уйти примерно 9 лет.
Литва намерена построить могильник ядерных отходов с Игналинской АЭС рядом с границей Латвии и Белоруссии, не решая эту проблему на международном уровне.
Не сказывалась ли работа старой АЭС на здоровье и не угрожала ли безопасности жителей Латгалии? На протяжении 15 лет я собирал материал на эту тему.
О радиационной опасности
В Даугавпилсе на стене гостиницы «Латвия» с советских времен висело табло, и каждый житель города мог в любое время суток узнать уровень радиации в округе. Точно такое же табло было установлено на крыше здания завода ОЗНО и ДТ в Калкунской волости по дороге на Зарасай (Литва). До 1990 года инспекторы Игналинской АЭС выезжали в литовские и латвийские колхозы и совхозы в зоне нахождения АЭС для сбора выращиваемой сельхозпродукции и ее анализа. После развала СССР никто анализы не проводит. Как осуществляется контроль уровня радиации в наше время? На этот вопрос отвечает командир Даугавпилсской бригады Государственной пожарно-спасательной службы Раймонд Маргевич:
— Прибор, который был снят с гостиницы «Латвия» по причине предстоящей реконструкции, находится у нас. Он будет установлен на нашем служебном здании, но в данный момент у нас нет средств для его монтажа и проводки кабеля.
Нельзя сказать, что радиационный фон никем не контролируется. Эту работу постоянно проводили разные службы, и наконец она была передана в ведение центра, который находится в Риге.
— Вы присутствовали на последних учениях в Литве на Игналинской АЭС? Какая версия отрабатывалась в то время?
— Отрабатывалась версия падения транспортного самолета на Игналинскую АЭС. За ходом учений наблюдали представители Латвии, Литвы, Швеции. Мое личное замечание при подведении итогов таково: при совместных действиях и реальной угрозе АЭС сообщение к нам, в Даугавпилс, должно поступать непосредственно из Утенского округа, а не кружным путем через Вильнюс.
Профессор Меньшиков утверждает
Судя по выступлениям в прессе, профессор Даугавпилсского университета Владимир Меньшиков высказал ряд опасений по Игналинской атомной станции. Его исследования сводятся к тому, что жители района отмечают необъяснимые природные аномалии, и связывают их с воздействием радиации. Таковы данные социологического исследования, включающего опрос населения и экспертов из числа руководителей самоуправлений, специалистов в области окружающей среды.
Резюме исследования: население и эксперты в большинстве своем признают опасность влияния АЭС на окружающую среду. Так, в Даугавпилсском районе 89 процентов опрошенных жителей считают, что АЭС создает опасность для природы, а 88 процентов — что она вредна для здоровья людей.
В подтверждение своих тревог респонденты называют конкретные факты из наблюдаемых ими негативных воздействий АЭС на климат, животный и растительный мир, здоровье человека. Большинство жителей Даугавпилсского края постоянно или часто испытывают дискомфорт, предполагаея возможность аварии на АЭС. Дискофморт усугубляется крайне низким уровнем информированности населения о работе АЭС, люди не знают, что делать, если авария, не дай Бог, произойдет.
Профессор Меньшиков еще пять лет назад писал в местной и центральной прессе: «Если во всей Латвии количество врожденных аномалий у детей уменьшается, то в Даугавпилсе, к сожалению, увеличивается. Отмечу, что эти данные были обнародованы на международной конференции. Но человек, который их представил, больше не работает в Центре охраны здоровья Латвии. И все попытки привлечь внимание к проблеме не увенчались успехом. Все — замалчивается».
Кто даст деньги на исследования?
Что можно добавить к словам профессора? Ноябрь и декабрь 2005 года породили слухи, что на Игналинской АЭС не все благополучно. Люди, живущие в Даугавпилсском районе, почувствовали признаки странного недомогания, не похожего на привычный грипп. Без повышения температуры начиналось жжение в горле, постоянный насморк, кашель, усиливающийся к ночи. Те, кто был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, утверждают, что это первые признаки повышенного радиационного фона. Как поступали ликвидаторы? Прежде всего парились в баньке или принимали душ (так называемая дезактивация), полоскали горло с содой и раствором йода, пили зеленый чай с медом, молоко с раствором йода, а за неимением молока пили водку с тем же йодом. Некоторым это спасло жизнь, хотя они и остались инвалидами.
Чтобы прояснить обстановку, я обратился к директору Гривской поликлиники Лидии Мархель. Именно в эту поликлинику обращаются жители села, живущие неподалеку от Игналинской АЭС. Ответ был следующим: «Люди обращаются к нам с такими жалобами, особенно те, кто работает на птицефабрике в Лауцессе. Но там особый случай — запыленность от микрочастиц корма и химикатов. Возможно у людей ослабла и иммунная система.
— За время вашей врачебной практики были предупреждения, что на Игналинской станции что-то неблагополучно?
— За 15-20 лет — ни разу.
— Какова динамика роста онкологических заболеваний?
— Со времени пуска атомной станции в Игналине число онкологических заболеваний значительно выросли. Проблем со щитовидной железой стало больше в 3-4 раза. Чтобы что-то доказать, нужно провести медицинские исследования в городе и районе. А кто нам даст на это деньги?
Почему у ягненка две головы?
Житель Вецсалиенской волости Даугавпилсского района Владимир Величко в марте 1997 года показал очередной приплод ягнят. Один ягненок родился очень маленьким, а второй, черный, с двумя головами. Второй через несколько минут после рождения скончался. Этот факт был отмечен в местной прессе, но никто из ветеринарных и иных служб не проявил к этому интереса. Владимир Величко рассказал, что годом раньше у него отелилась корова и принесла теленка с зобом в виде большого утолщения на шее. Теленку нечем было дышать, и он через некоторое время помер.
В усадьбе «Судраби», где живет семья Величко, вечные проблемы с выращиванием огурцов. В открытом грунте они не растут. Огуречник сохнет на корню и превращается в пыль. Старинная аллея деревьев, посаженная еще дедом Владимира возле дома, летом выглядит очень странно — половина деревьев зеленая, половина желтая. И так уже который год.
Отмечу, что в хорошую погоду Игналинская атомная станция видна здесь, в «Судраби», без бинокля…
Загадка поселка Силене
Поселок Силене в Скрудалиенской волости граничит с Вецсалиенской волостью. Ветеринарный врач Янис Боярунец тоже рассказывал о разных патологиях у животных. Со времени пуска Игналинской АЭС он стал замечать, что очень часто стали рождаться телята с увеличенной щитовидной железой в виде утолщения на шее телят. Такие телята долго не живут.
А в местном здравпункте поселка Силене показали пачку историй болезни местных жителей. Свыше 25 человек болеют различными онкологическими заболеваниями. Для маленького поселка это слишком много. Страдают и дети. Среди старшеклассников есть заболевания щитовидной железы, у детей наблюдаются незаживающие ранки на открытых участках тела. Детей лечат разными мазями.
Информация к размышлению
Игналинская АЭС находится в 8 километрах от латвийской границы и в 25 километрах от Даугавпилса. При утечке радиоактивных веществ радиационное загрязнение угрожает зоне в радиусе 300 километров. Достанется и Риге. Игналинская АЭС единственная в мире, где установлен реактор типа РБМК большой мощности. Для обеспечения системы безопасности Латвии по приблизительным подсчетам требуется 235 тысяч латов в год. В настоящее время все, что мы имеем, — это разработанный Кабинетом министров проект правил о действиях в случае радиационной аварии.
Местному населению в зоне АЭС выдали таблетки йодистого калия 7 лет назад, у них вышел срок годности. Даугавпилс и его район не имеет никаких льгот, хотя люди проживают в 30-мильной опасной зоне действия Игналинской АЭС, а она в округе составляет более 50 километров. Журналисты города сломали немало перьев, описывая опасность, исходящую от «литовского монстра», а воз и ныне и там.
Даугавпилс и Латгалия становятся зоной могильников для захоронения канцерогенного асбеста. В Деменской волости, в которой уже есть полигон бытовых отходов. Неподалеку от Деменской волости Литва собирается устроить могильник ядерных отходов. Газогенераторная станция построена на заводе ЛРЗ, в центре города. Там предусматривалось сжигать для получения газа гудрон, птичий помет и костную муку погибших в Европе от бешенства животных. Планировалось строительство завода по производству формальдегидных смол с помощью американской компании. В Лауцесской волости был подготовлен проект строительства нефтеперегонного завода. А чем закончился протест жителей Резекненского района против строительства локатора ТПС-117? Станция работает вопреки всему, ибо обязательство перед партнерами по НАТО превыше всего. Напрашивается вывод: Латгалию хотят использовать как свалку опасных отходов и грязных технологий.




















