Несите стулья — сесть негде

7047

На прошлой неделе в Рижской думе прошла встреча председателя комитета по коммунальным и жилищным вопросам Рижской думы Иварса Гатерса с жителями хозяйских домов. Думаю, эта встреча с латвийской действительностью произвела на г-на Гатерса неизгладимое впечатление. Она проходила в рабочее время, поэтому смогли прийти в основном пенсионеры. Но зал был переполнен, пришлось принести еще стулья, да и просто помогать пожилым людям передвигаться по залу. Лучшей иллюстрации к масштабу проблемы не придумаешь. Прокомментировать эту встречу я попросил Наталью Елкину, депутата Рижской думы от ЗаПЧЕЛ и сопредседателя Латвийской ассоциации нанимателей жилья в денационализированных и муниципальных домах.

Так кто кому «будет должен»?

Г-н Гатерс считает большим достижением, что после решения Конституционного суда об отмене «потолков» домовладелец не может поднять цены без согласия жильца, а в случае несогласия сторон вопрос должен решаться в суде. Но суд, определяя, какой размер арендной платы будет «законным», должен опираться на какую-то нормативную базу, которой не существует. Если люди получают предупреждение о повышении квартплаты, с которым они не согласны, они пишут письмо домовладельцу, потом дело идет в суд. Но суд может длиться месяцы, даже годы, и возникает элементарный вопрос: сколько в это время нужно платить? По новой или по старой цене? Г-н Гатерс сказал, что как решит суд, так оно и будет. Но если суд, как часто бывает, примет сторону домохозяина, не возникнет ли такая ситуация: если человек продолжал платить по старой цене, ему насчитают долг за весь период судебного разбирательства, если по новой, то новые арендные отношения будут узаконены как уже де-факто существующие?

На вопрос, существует ли список банков, готовых выдавать ипотечный кредит людям с доходом в 150-200 латов на одного члена семьи, г-н Гатерс ответил, что ходит по банкам и разговаривает. Компенсация за оставляемую в хозяйском доме квартиру определена в 6,5 тысячи на одного члена семьи, на каждого следующего члена семьи по полторы тысячи латов. Этих денег совершенно недостаточно для приобретения жилья, и предполагается, что человек возьмет кредит в банке. Но кредит он взять не может, потому что его доход не соответствует принятым критериям кредитоспособности.

Г-н Гатерс сказал, что гарантом могут выступить дети, если, опять же, у них соответствующий уровень доходов. Государство же не может быть гарантом, и ни один банк на это не пойдет.

Чтобы «смягчить проблему», г-н Гатерс предлагает самоуправлениям оплачивать разницу между запросами домовладельцев и тем, что способны платить люди. Но сколько лет Рижская дума собирается это делать и в каком обьеме? Будут ли у города нужные деньги? До сих пор в коммунальном комитете проекта решения нет, нет даже разработок, каким домовладельцам и на основе каких критериев эти суммы будут выплачиваться. Цены же на жилье растут, и эти суммы надо закладывать в бюджет.

Среди прочего был задан интересный вопрос. Все домовладельцы, еще будучи «простыми смертными», тоже получили квартиры от государства. Мало того, что им в результате денационализации возвратили дома с людьми, они еще имели право освободить для нужд своей семьи квартиру в этом доме. При этом свои прежние квартиры, успев их приватизировать, они государству не сдавали, хотя получали их в свое время на тех же основаниях, что и их нынешние жильцы. Существует ли информация, сколько домовладельцев сдали свои прежние квартиры государству? Этот вопрос поставил г-на Гатерса в тупик.

Жертв «проклятого тоталитаризма» все больше…

Люди опять сетовали на то, что очередь на квартиры не уменьшается, а растет — за счет новых очередей всевозможных льготников. Ответ г-на Гатерса: это было разовое явление. Ответ совершенно неубедительный. К нам постоянно обращаются люди с этой проблемой, причем у некоторых порядковый номер меняется по нескольку раз. Г-н Гатерс обьяснил, что в соответствии с законом дума выделяет квартиры политрепрессированным, и за счет этого очередь и отодвигается. Мы посчитали: репрессированным выделяют около 36 процентов квартир.

Возникает вопрос, сколько у нас репрессированных вообще? Их число постоянно растет, на каждом заседании дума кому-то присваивает этот статус. Но существуют и другие люди — многодетные семьи, инвалиды, которые стоят в очереди на жилье по 20 лет. Нельзя так искусственно выделять одну группу «самых несчастных».

И, наконец, как крик души прозвучали слова: нынешний состав Управы по найму не работает вообще. Ситуация во многих домах критическая. Люди, часто пенсионного возраста, живут без горячей, иногда и без холодной воды. А управа на это смотрит философски и в очередной раз предлагает искать компромисс с домовладельцем, «договариваться». Мирным путем. О чем можно договариваться, когда тебе отключили все коммуникации и ты сидишь в холодных стенах? Люди требовали либо распустить существующую управу, либо поменять ее состав. На что г-н Гатерс ответил, что ситуация под контролем…

Так что же делать?

Во первых, дума должна наладить контакт с общественными организациями, как это принято в других городах Европы, и с представителями жильцов, и с представителями домовладельцев. Для создания нормативной базы, на которую сможет опираться суд, надо разработать критерии оценки жилья в зависимости от района, наличия удобств, состояния дома, реальной платежеспособности населения. Нужно провести полную инвентаризацию жилого фонда и принять нормативные документы, обязующие домовладельцев этот фонд сохранять. Коль скоро хозяева получают доход с недвижимости, расположенной на территории города, дума имеет на это полное право.

Когда будет такая госпрограмма, можно переходить к нормальному варианту отношений с домовладельцами, «как во всем мире»…

На встрече была предложена еще одна идея: разработать вариант налогообложения домовладельцев в случае, если в их домах есть незаселенные квартиры. Почему бы и нет? Вот этим будет заниматься наша ассоциация в ближайшее время.

Потом мы планируем предложить разработанные поправки к законодательству для широкого обсуждения, часть на уровне города, часть — на уровне Сейма. Надо разработать не только городскую, но и государственную программу строительства жилья, социально-нормативную базы, чтобы и суды могли работать нормально. Словом, основная задача нашей ассоциации — привести законодательство в соответствие с европейскими нормами. За пятнадцать лет государство этого не сделало, и отмена потолков с 1 января грозит большим социальным взрывом. Поэтому и думе, и Сейму, хотят они того или нет, придется заниматься проблемами жильцов денацдомов.

ДЛЯ СПРАВКИ

Как сообщил собравшимся Иварс Гатерс, в прошлом году самоуправление построило 425 квартир, в этом году уже 127, а всего построит около 700. Кроме того, дума будет снимать квартиры в частных домах и обещает покрывать разницу в арендной плате. В целом самоуправление в этом году сможет обеспечить жильем 1400-1500 семей.

МЕЖДУ ТЕМ

10 321 дом, или 78 000 квартир, отдано на денационализацию с 1992 по 2002 годы. 25 319 семей, или около 63 300 человек, живут сейчас в хозяйских домах. В Риге в разных квартирных очередях сейчас зарегистрированы примерно 12 000 семей.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!