Волонтеры любви,

8283

В декабре Резекненский театр-студия «Йорик» справил свое 15-летие. Юбилей не бог весть какой, однако вылился он в настоящий общегородской праздник, собрались, что называется, стар и млад. После захватывающей премьеры чествовали юбиляров, и в центре сего многочасового действа неизменно оказывался художественный руководитель театра, он же главный режиссер Игорь Михайлов. О значимости этого человека для города говорит уже такая деталь: не будучи гражданином Латвии, он был удостоен звания «Почетный гражданин Резекне» (2001 г.). А пошло все…

от Лодейного Поля

В городе с таким интригующим названием на реке Свирь под Санкт-Петербургом вырос некий мечтательный юноша. Он проникался красотами озерного края, зачитывался классикой и грезил о театральной сцене. И Мельпомена соблаговолила принять его под свое крыло: после успешного окончания режиссерского факультета Ленинградского института культуры он получил диплом, там же он встретил свою любовь в лице однокурсницы-латышки Мары Заляйскалнс. Эта любовь и привела его в наш Резекне, где супругов ждали русская и латышская труппы местного народного театра. Произошло это в 1973 году, и как-то вскоре молодые режиссеры «прописались» в нашей редакции городской газеты.

Лично для меня это обстоятельство явилось подарком судьбы, ибо дружба с Игорем, а затем и с его уникальным коллективом сделала мой духовный мир богаче, а восприятие жизни тоньше.

Собственно, тогда театра как такового не было, был Дом культуры, на сцене которого время от времени ставились спектакли силами самодеятельного коллектива, получившего в свое время статус народного театра. В нем имелись очень даже интересные исполнители, преданные сцене. Так что Игорь и Мара начинали не с нуля, и им было на кого опереться.

И все же их приход произвел своего рода переворот в устоявшейся любительской среде. Сторонники системы Станиславского, они словно раскрепостили исполнителя, открыли простор для импровизации, и это подкупало. На подмостки потянулась молодежь, сформировалась студия, где в непринужденной обстановке, в игровых ситуациях постигались азы лицедейства. И этот «крест» Игорь не снимает с себя уже четвертый десяток лет, без этого он даже не мыслит себя. Его школу прошли сотни и сотни юных душ, многие из них нашли себя в служении театру. Кстати, на юбилейные торжества заявились некоторые бывшие студийцы из Риги и прочих столиц — себя показать и… признаться в любви.

Первым зримым успехом Михайлова стала созданная по поручению министра культуры агитбригада, она на ВДНХ в Москве за театрализацию «Поэмы о молоке» Иманта Зиедониса принесла лично режиссеру серебряную медаль. Дальше — круче: «Золотая карета» Леонова, «Старший сын» Вампилова, «А зори здесь тихие» Васильева… Гастроли, гастроли — по Латвии, Белоруссии, по Псковщине. Шукшинские «Энергичные люди», например, не сходили со сцены десять лет. О «михайловцах» заговорили, и его труппа была официально признана самостоятельным русским народным театром. С тех пор в Резекне уже два народных.

К исходу 80-х в Латвии запахло переменами, новые веяния не обошли стороной и студийцев Михайлова. Их уже не устраивала роль «народных», и два десятка самых отчаянных, отпочковавшись от материнского древа, основали первый (и пока единственный) в истории Резекне профессиональный театр. Прообразом они избрали шекспировского бедного Йорика, дабы подчеркнуть свою бесшабашность и своенравие. И город признал и принял молодого нахала…

Знали бы первопроходцы, какие испытания уготовила им история! Вторая республика обернулась для Резекне не только развалом некогда процветающих производств и массовым обнищанием, из-за чего народу стало как-то не до зрелищ, но и нарастанием националистических настроений. В поисках спасения «йориковцы» обратились…

ко граду Китежу

Михайлову удалось объединить вокруг «Йорика» несколько еще державшихся на плаву предпринимателей, готовых поделиться средствами ради общего дела. А народная память подсказала название для нового образования: Центр русской культуры «Китеж». «Йорик» являлся его органичной частью. И ведь выжили! Правда, ценою невосполнимых потерь — из 23 добровольцев в строю осталось десятеро. Душа болела за этих одаренных ребят, вынужденных влачить существование, унизительное для человеческого достоинства.

А ведь любой из них — творческая личность. Неповторимая, яркая. Уникальность этого актерского содружества, в частности, в том, что шестеро из них — Геннадий Воронов, Владимир Петров, Айвар Пецка, Светлана Семеняка, Лариса Щукина плюс сам Михайлов — дипломированные режиссеры. Каждый со своим постановочным почерком и своими пристрастиями в подборе литературной основы спектаклей. В их репертуаре такие классики, как В.Шекспир, Н.Маккиавели, Б.Шоу, О.Уальд, О.Генри, А.Чехов, И.Тургенев, Ф.Достоевский, Н.Гумилев, А.Аверченко, современные авторы — западные и российские. Последним «приобретением» стал известный сегодня драматург Евгений Гришковец, по пьесе которого и был поставлен юбилейный спектакль «Одновременно». Можно сказать, резекненцы на постановках «Йорика» осваивают богатства мировой литературы. Между прочим, на его сцене было показано больше 60 премьер, всего же 976 постановок.

А где-то в октябре произошло нечто, вообще не поддающееся трезвому объяснению. Из Москвы наслышанная о здешних лицедеях в гости к «Йорику» приехала режиссер Людмила Мезенцева. Приехала без сценария, с голой идеей, и уже на месте, по ходу дела, в тесном сотворчестве с исполнителями за две недели (!) созрел и был показан потрясающей силы эмоционального воздействия спектакль «Сны о святом Франциске». Играли Айварс Пецка, Татьяна Сухинина-Пецка, Геннадий Воронов, Лариса Волкова и Лариса Щукина. Уезжала режиссер в совершенном восхищении от артистических способностей наших актеров.

На сей возвышенной ноте и завершить бы сбивчивое повествование о хорошем человеке (тут о чем и о ком ни говори, а получается «и это все о нем»), да никак непозволительно не рассказать…

о Ноевом ковчеге

Вот уже полтора года театр живет в статусе городского Дома культуры национальных обществ, то есть при финансовой поддержке самоуправления. Под крышей ДК нашли пристанище русские, польские, белорусские, украинские творческие коллективы. Здесь им предоставлены помещения для занятий и сцена для выхода на зрителя и слушателя. Тут действуют детские и молодежные студии, организуются различные выставки. По сути, это центр славянской культуры. Как тут шутят, собрались «всякой твари по паре» в Ноев ковчег, чтобы сообща пережить житейские бури.

Игорь Николаевич комментирует ситуацию так:

— Фактически наш театр уже давно исполнял функции Дома культуры, работая в сотрудничестве с русскими школами города. Мы организовывали с ними православные праздники, которые выливались в подлинные народные гулянья. Без нашего самого непосредственного участия не обошелся ни один ставший традиционным праздник города. Да и сама улица Латгалес давно считается «театральной». Сама жизнь подталкивала нас к этому. Ведь мы нужны людям не только как театралы, в классической форме спектакля, но и как организаторы для тех, кто так или иначе греется около театра, тяготеет к клубной деятельности, потребность в которой в народе сохраняется.

В ходе юбилейного празднества всеобщий восторг вызвали художественные номера, исполненные парнем из Парижа и девушкой из Шотландии. То были волонтеры языкового центра, сотрудничающего с «Йориком». Так по аналогии с ними Игоря Михайлова с его сподвижниками я назвал бы волонтерами любви. Ибо только истинная любовь способна на подвиг, который они совершают ежедневно на протяжении вот уже пятнадцати лет.

На снимке Игорь Михайлов и Светлана Семеняка (первый директор Дома культуры национальных обществ)

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!