Разговор в редакции с депутатами от ЗаПЧЕЛ Олегом Рагило и Жанной Козловой оказался трудным. А как ему не быть трудным, когда город на краю беды, и депутаты бьются, как рыба об лед, чтобы не дать людям замерзнуть…
Седа — маленький город, жителей в нем всего-навсего чуть больше 16 тысяч. Но хоть бы и тысяча, все — живые люди. А беда их в том, что котельная города, равно как и системы водоснабжения, канализации оказались не готовы к наступлению холодов. Уже в октябре, еще до наступления настоящих морозов, ребята в школах сидели в куртках и не снимали перчаток. Почему? Это длинная история с признаками классического для времен независимой Латвии криминального сюжета. Но о криминале — чуть позже.
Началось же все с того, что еще в июле 1999 году фирма PAMUS при самоуправлении Седы, которой полагалось обеспечивать горожан теплом и водой, была признана неплатежеспособной, а затем и банкротом. При думе было создано новое хозяйство — SIA Sedas Siltums. Еще два года спустя, в 2001-м, по договору о купле-продаже все имущество, системы и оборудование перешли к новому владельцу — акционерному обществу SES BALTIA. Продано новому владельцу бывшее городское хозяйство было за 6 тысяч латов. Запомните эту цифру, мы к ней еще вернемся.
В Седе от лица акционеров SES BALTIA выступает и действует управляющий, член правления Юрис Зебергс. Он и сегодня главное «действующее» лицо в осенней битве за тепло.
Новая дума Седы, пришедшая во власть в марте нынешнего года, заключила договор с SES BALTIA, по которому фирма снова приняла на себя обязательства по обеспечению города теплом и водой. Однако летом по указанию Зебергса были демонтированы старые котлы – якобы с намерением установить новые. На эти цели г-ну Зебергсу понадобился кредит в 65 тысяч латов, и он просил думу быть гарантом. Дума дала свое согласие, но с условием, что деньги будут выплачены, только если фирма обеспечит город теплом. Банк, очевидно, счел это условие «опасным» и в кредите отказал. Фирма SES BALTIA в ответ направила в муниципалитет письмо, в котором грозно предупреждала, что расторгнет договор с самоуправлением. По закону расторгнуть договор можно, но только если предупредить об этом заранее. И не за день-за два, а за три месяца. Но закон, как известно, что дышло…
С лета Олег Рагило, Жанна Козлова и их коллеги по думе пытаются вернуть котельную и все системы в строй. Г-н Зебергс, однако, «пуленепробиваем». На все запросы ответ — все будет в порядке, не мешайте работать! И более того: не вмешивайтесь в работу частной фирмы!
Дума забрасывает письмами и бомбит телефонными звонками вышестоящие инстанции. Опуская массу подробностей этого классического в своем роде столкновения госвласти и фирмы-собственника, сразу — к итогу: понимая, что город может остаться без воды и тепла, дума Седы за свой счет и на свой страх и риск (денег на это в бюджете не запланировано) купила два новых котла (деньги на них взяв в долг из Государственного стабилизационного фонда) и направила работников своего же коммунального хозяйства для его установки (люди из фирмы Зебергса ушли, поскольку им не платили). И даже подъемный кран для установки котлов дума выписала на свои деньги (час его эксплуатации стоит, между прочим, 65 латов). А что прикажете делать, когда город в беде?
Параллельно Олег Рагило и Жанна Козлова обращаются за помощью в сеймовскую фракцию ЗаПЧЕЛ. Результат: запрос сеймовской фракции по поводу ситуации в Седе в адрес министра по делам самоуправлений, за которым последует жалоба в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность передачи (продажи) собственности самоуправления частной фирме и ее последущей перепродажи.
На запрос уже последовала реакция: министр обещал выделить средства для города из фонда, располагающего деньгами на случаи критических ситуаций.
Что касается обращения ЗаПЧЕЛ в прокуратуру, то вызвано оно более чем странными обстоятельствами приватизации бывшего коммунального хозяйства самоуправления Седы. Вот две цифры. После банкротства SIA PAMUS в 1999 году балансовая стоимость всех объектов – котельной, теплотрассы, системы водоснабжения и канализации, очистных сооружений, транспорта составляла 170 тысяч латов, а продано все хозяйство акционерному обществу SES BALTIA было за… 6 тысяч!
Любые комментарии тут бессмысленны. Куда, кому и почему ушли деньги — вопрос к прокуратуре и, возможно, к Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.
Остается только добавить, что сама по себе эта история невольно наводит на размышления. Представьте, например, что в один далеко не прекрасный день Rīgas siltums тоже станет чьей-то частной собственностью. Кто гарантирует, что история не повторится, но уже в масшатабах, несопоставимых со случившимся в Седе? Частная собственность у нас — «священная корова», а контроль за действиями фирм, предоставляющие услуги, отсутствует едва ли не напрочь.




















