Что на самом деле случилось в Нарве?

6935

Одно из заметных событий недели — конференция Европейского русского альянса в Нарве. Конференция прошла при поддержке фракции Зеленые/Европейский свободный альянс Европарламента, той самой фракции, где работает наш депутат — Татьяна Жданок. Собрание представителей русской диаспоры ЕС было посвящено опыту взаимодействия русских организаций с муниципальными властями.

По итогам этого события много написано и сказано. Читатели латвийских и эстонских газет смогли узнать и о тех препятствиях, которые пришлось преодолевать организаторам и участникам мероприятия. Реакция публики разделилась — одна часть эмоционально возмущалась действиями эстонских и латвийских властей, другая — выражала сомнения в том, что препятствия действительно были, или в том, что действия властей выходили за рамки допустимого. Для того чтобы покончить с преувеличениями и спекуляциями, я постараюсь максимально объективно изложить те факты, которым я сам был свидетелем или о которых узнал из первых рук.

Итак. Во время подготовки к конференции четверым нашим коллегам по Русского альянсу было отказано в эстонских визах. Ирине Мучкиной (Австрия) было прямо сказано, что визы не будет, уже при первом обращении в эстонское посольство. Сергею Петросову (Бельгия), Игорю Хашину (Португалия) и Ольге Контогеоргис (Дания) об отказе сообщили в последний момент, вынудив заявителей до того приобрести авиабилеты и страховки. Официальных объяснений отказа дано не было.

В ночь накануне выезда в Эстонию с автомобиля, на котором должны были ехать Татьяна Жданок и ваш автор, был снят государственный номер. При этом пропала только передняя табличка. Очень странное совпадение. Для Риги такая пропажа знака — редкое событие, сотни машин ночуют во дворах, и номера с них не пропадают. А если их и воруют для преступных целей, то берут весь комплект.

Утром 6 октября в 5.00 утра напротив партийного офиса ЗаПЧЕЛ стояла машина БМВ с номером EG-5631, в ней сидели два человека, один из них снимал на видеокамеру всех, кто подъезжал ко входу в офис. На этот час была назначена встреча латвийских участников конференции для распределения по машинам и выезда в Эстонию. Среди участников — депутаты разного уровня, руководители НГО и известные латвийские журналисты, в целом — люди вполне публичные и солидные. Их нагло, без разрешения и всякого стеснения снимали на видео. Нам удалось сфотографировать тех, кто осуществлял слежку. Сказать, что это была латвийская полиция безопасности и что те же люди украли номера, мы сейчас не можем, но по почерку видеосъемки очень похоже, что это были не бандиты, а представители спецслужб.

Примерно в 9.00 четыре машины с латвийскими участниками прибыли на пограничный пункт в Айнажи. Эстонские пограничники попросили нас заехать в ангар, где должен был состояться полный досмотр машин. Они объявили, что это плановая акция, никак не связанная с нашей поездкой на конференцию. Досмотр машин и составление протоколов заняли в сумме более двух с половиной часов. Досмотр заключался не только в обследовании багажника, салона и сумок пассажиров, но и в исследовании мельчайших зазоров и отверстий в корпусе и под обшивкой автомобиля. Выглядело это так, словно пограничники специально тянут время. Кроме наших машин, были обследованы еще три пассажирских автомобиля, но в отличие от наших, их осмотрели быстро и без составления протокола. Пока мы находились на досмотре, мимо нас беспрепятственно проехало 9 легковых машин с латвийскими номерами. Это доказывает, что досмотр имел откровенно выборочный характер.

По пути в Таллин автомобиль, в котором ехала Татьяна Жданок, был задержан эстонской дорожной полицией. Водитель оштрафован за превышение скорости на 12 км/ч. По пути из Таллина в Нарву опять остановили автомобиль, в котором ехала Жданок: дорожные полицейские, которые ехали следом, ждали момента, когда наша машина превысит ограничение скорости, выйдя на обгон. Поскольку ситуация была неоднозначной, штраф по данному нарушению не был назначен, но драгоценное время потеряно в ходе продолжительных объяснений. В сумме задержки, связанные с дорожной полицией, составили около полутора часов. Вместе с потерями времени на границе это привело к срыву начала конференции.

Наши партнеры из Русской партии Эстонии, непосредственные организаторы конференции в Нарве, рассказали, что за период подготовки им 14 раз подряд было отказано в аренде разных залов для нужд конференции. В большинстве случаев хозяева помещений объясняли свой отказ угрозами со стороны эстонской полиции безопасности (КАПО). Оперативность отказов была поразительной — в ряде случаев уже через пятнадцать минут после достижения договоренности следовал телефонный звонок с отказом. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, разговоры организаторов прослушивались. На этот же период времени пришлось битье стекол в квартире и в магазине, принадлежащим нашим эстонским коллегам — Геннадию Афанасьеву и Елене Зиолковской. Угрозы поступили и в адрес одной из ключевых фигур Русского eвропейского альянса — графа Петра Шереметева. Анонимный доброжелатель по телефону советовал Петру Петровичу не ехать в Нарву, где его жизни, якобы, угрожала опасность.

Кто бы ни были те государственные деятели, чиновники или бандиты, которые чинили препятствия для Нарвской конференции, эти люди грубо нарушили принцип невмешательства в частную жизнь (организовав слежку за оппозиционными политиками), свободу ассоциаций (право на свободное проведение общественных мероприятий), право граждан Европейского cоюза на свободное передвижение в его пределах, а также создали затруднение в деятельности депутата Европейского парламента. Естественно, что нельзя оставлять этот произвол без внимания. Мы надеемся на адекватную реакцию латвийской прокуратуры и руководства Европарламента.

P.S. За два дня в Нарве у нас не было времени дать оценку законности и демократичности кампании по выборам в местный муниципалитет, которые состоятся в конце недели. Да и не в этом была наша цель. Но только два штриха, не заметить которые было невозможно. Первый: на фоне полнейшего отсутствия уличной предвыборной агитации бросаются в глаза развешанные повсеместно зеленые ящики с символикой правящей в городе Центристской партии. По официальной версии они не имеют отношения к выборам, а призывают бороться за чистоту в городе. Второй пример: огромный транспарант поперек главной улицы, информирующий о том, что в городе, оказывается, есть юрист, предоставляющий… юридические услуги. Недоумение проходит, когда узнаешь, что это не просто юрист, а главный юрист городского самоуправления, председатель городской избирательной комиссии и… член списка Центристской партии.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!