Удел общипанного петуха?

6775

Говорят, однажды на даче у Сталина был такой случай. Ходил по двору петух — красивый, гордый, ни на кого не смотрел. Сталин приказал его общипать, после чего петух стал испуганно жаться к ноге вождя. Сталин сказал: вот так и с народом надо, тогда мы ему всегда будем нужны… Эта история, не важно, придуманная или реальная, приходит на ум сегодня, спустя полтора десятилетия независимой Эстонии.

Вступив в Евросоюз, Эстония, казалось бы, должна решать проблемы по-европейски. Но для русскоязычного меньшинства в нашей стране ничего не изменилось. Традиционно принято считать, что в этом плане Эстония занимает положение между «деликатной» Литвой и «радикальной» Латвией. Но в области межэтнических отношений она очевидно склоняется к политике последней. В одиночку противостоять этому русским жителям Эстонии достаточно сложно. Тем более, когда русская политика долгое время пребывает в парализованном состоянии.

Как русских «вымыли»

«Прежде всего это связано с тем, что «русские» партии практически не финансируются, — объясняет председатель Русской партии Эстонии Станислав Черепанов. — Из бюджета не финансируются потому, что они не парламентские, которые по закону получают от государства 60 млн. крон в год, частным образом — потому, что предприниматели не имеют на это права. А то, что «русские» партии не попадают в Рийгикогу (парламент Эстонии), в свою очередь, связано с двумя основными моментами.

Во-первых, на протяжении пятнадцати лет русским внушают, что они-де не в состоянии ничего решить, ничего не могут, русские политики изначально продажны. Они якобы не могут вести самостоятельную политику, а сделать что-то могут, лишь войдя в эстонские партии. Людей упорно и мастерски приучают к такому видению ситуации.

Лет пять назад наиболее «продвинутые» эстонские партии даже начали отрабатывать новый подход: отвергнув модель партий, созданных по этническому признаку, стали формировать в своих рядах русские секции, объединения. По сути, это потемкинские деревни, которые с особым усердием реставрируются, естественно, перед выборами, изображая бурную деятельности на ниве «любви к русским». Мало кто задумывается над тем, что партия, которая создает у себя «национальную» фракцию, демонстрирует на самом деле, что она является-таки этнической.

Вторая причина, по которой русские политические силы оказались в аутсайдерах: едва ли не полное отлучение их от теле- и радиоэфира, других средств массовой информации. Яркий пример — недавнее обсуждение в двуязычной передаче Эстонского ТВ «Бессонница». Был поставлен вопрос: нужны ли в Эстонии этнические партии? Было ясно, что подразумеваются «русские» партии, так как сугубо «эстонская» партия Исамаалийт была выведена за пределы термина «этническая». Да и состав приглашенных на это ток-шоу говорил сам за себя: члены «эстонских» партий, в качестве экспертов — представитель наиболее угодной властям «русской» партии (Объединенной народной партии Эстонии) и «русский человек» из крупнейшей в Эстонии Центристской партии. Я был в студии явно лишний и, как ни тянул руку, мне дали сказать лишь пару слов, да и то в самом конце передачи. При таком «обсуждении» большинство, что, собственно, и требовалось, сошлось на том, что этнические партии нам не нужны. Но почему не нужны, если, скажем, в Нарве Русская партия Эстонии в преддверии выборов в органы местного самоуправления создала серьезную конкуренцию и стала альтернативой традиционно властвовавшим в этом городе центристам? Значит, русские поняли, что не такие уж они беспомощные».

Черепанов считает, что каждый обязан сам разобраться, кто реально отстаивает его интересы. Сегодня, к примеру, уже совершенно понятно, что ни одна из «эстонских» партий, ни один входящий в них русский политик отстаивать сохранение образования на русском языке, культуры, а тем более ментальности ни за что не будет. А если попытается, как это сделал, заговорив на заседании Таллинского горсобрания по-русски, депутат Центристской фракции Димитрий Кленский, то, скорее всего, будет исключен из фракции. Как это произошло с тем же Кленским.

Как выходить из образа общипанной птицы

По мнению председателя Русской партии Эстонии, многие еще не понимают, что со вступлением страны в ЕС у русской политики появились новые перспективы. «Если раньше мы были нацменьшинством, а эстонцы — титульной нацией, то в Европе и мы, и они — национальные меньшинства, — комментирует Станислав Черепанов. — И если эстонцев в ЕС около миллиона, то русских, по различным данным, — от 6 до 10 миллионов. Правда, живущие в Эстонии русские очень плохо информированы о возможностях защиты своих прав, существующих в Евросоюзе. Во многом потому, что пресса подает все однобоко. Передают, скажем, новость о создании Федерации русских партий ЕС, но почему-то с комментарием русского представителя Реформистской партии, который заявляет, что эта федерация — очередной мыльный пузырь, и что это вообще несерьезно. То есть информация сразу представляется в негативном свете, что и понятно: правящим партиям невыгодно, чтобы люди прозрели и, что называется, почувствовали разницу.

Прежде всего это невыгодно центристам, позиционирующим себя в качестве главных и чуть ли не единственных защитников русских в Эстонии. Им выгодно, чтобы русские ходили с протянутой рукой. То есть пришли, проголосовали за центристов и получили те же 500 крон на каждого таллинского пенсионера (хотя это деньги не Центристской партии, а налогоплательщиков!) или материальное поощрение за депутатскую покорность во фракции горсобрания.

Говорят, однажды на даче у Сталина был такой случай. Ходил по двору петух — красивый, гордый, ни на кого не смотрел. Сталин приказал его общипать, после чего петух стал испуганно жаться к ноге вождя. Сталин сказал: вот так и с народом надо, тогда мы ему всегда будем нужны».

Известно, что эстонские власти не справляются с освоением выделяемых Европой средств. Чиновники, которых подбирают отнюдь не по уровню компетентности, попросту не знают, куда эти средства направлять. Попасть же на чиновничьи должности компетентным, но русскоязычным людям почти невозможно. В властных структурах Таллина эстонцы составляют 87 процентов.

Между тем люди, кажется, понемногу осознают, какой потенциал таит в себе взаимопомощь и сотрудничество на новом, европейском уровне. Русская партия Эстонии сотрудничает с русскими в Латвии в деле поддержки латышских антифашистов, проводит совместные пикеты за сохранение образования на русском языке. «У нас есть договор с единственным русским депутатом Европарламента Татьяной Жданок о том, что она представляет в Европарламенте и интересы Русской партии Эстонии, — рассказывает Станислав Черепанов. — У некоторых деятелей, не заинтересованных в защите наших прав, это вызывает понятную озабоченность. Уже был прецедент, когда один из депутатов Европарламента от Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес обратился к Жданок с претензией, по какому, мол, она праву печется о негражданах Эстонии…

Европейский парламент и Евросовет потребовали от Еврокомиссии разработать предложения, которые бы позволили бы владельцам паспортов неграждан и иностранцев, проживающих в государствах ЕС, перемещаться в пределах ЕС без виз. Свою лепту в эту работу внесли и мы. Татьяна Жданок является членом комитета Европарламента по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам, и мы предоставили ей исчерпывающую информацию о паспорте негражданина в Эстонии и о юридическом статусе неграждан».

Подпись под снимком:

Станислав Черепанов, председатель Русской партии Эстонии, считает, что только осознав себя полноправными гражданами Евросоюза, русскоязычное население республики сможет задействовать механизмы защиты прав человека и участвовать в принятии решений на всех уровнях власти — от местного самоуправления до Европарламента.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!