Европейские парламентарии после летнего отпуска работают в напряженном режиме: в сентябре в Страсбурге пройдет не одна сессия, как обычно, а сразу две.
На вторую по приглашению депутата Татьяны Жданок приедет большая группа гостей. В ней будут и победители конкурса журналистских работ из Даугавпилса, и молодежь из Штаба защиты русских школ, и коллеги из литовских и эстонских русских партий. Сейчас в Европарламенте о положении русскоязычного меньшинства стран Балтии знают намного лучше, чем год назад, когда там побывал первый молодежный десант. О том, какие вопросы планирует поднять этой осенью Татьяна Жданок, она рассказала Ракурсу сразу после завершения первой парламентской сессии.
— Татьяна Аркадьевна, предыдущие делегации из Латвии подробно рассказывали о наших проблемах депутатам из интергруппы, занимающейся вопросами традиционных национальных меньшинств. Какие темы сейчас изучает интергруппа?
— Во-первых, хочу заверить избирателей, что вопрос о Латвии не снят с повестки дня. Об этом сегодня еще раз напомнил всем председатель интегруппы Чаба Табайди. Он сделал это после того, как интергруппа единогласно утвердила весьма жесткие рекомендации по положению словенского меньшинства в Италии и Австрии. Интересно провести параллель между нарушением прав русских в Латвии и проблемами, с которыми сталкиваются словенцы, проживающие в приграничных со Словенией районах. В принятой сегодня резолюции затрагивается проблема среднего образования на языке меньшинства, критикуется отсутствие билингвальных удостоверений личности, обозначений и указателей, говорится о необходимости распространения на более широкую аудиторию и территорию телевизионных передач на словенском языке. Есть также призыв к правительству Италии завершить процедуру ратификации Европейской хартии региональных и меньшинственных языков. Сравните: наше правительство отказывается не только ратифицировать, но даже обсуждать вопрос о присоединении Латвии к этой хартии. Интересно, что Гиртс Кристовскис из ТБ/ДННЛ, представленный в интергруппе, ни словом не возразил против словенской резолюции. Более того, никому и в голову не пришло обвинить выступавших на слушаниях представителей проживающих в Италии и Австрии словенцев и депутатов Европарламента от Словении в антиитальянской или антиавстрийской деятельности (хотя власти Австрии, например, весьма болезненно реагировали на критику в свой адрес). А в Латвии Чаба Табайди, после того, как он этой весной предложил аналогичный текст в связи с ситуацией русскоязычного меньшинства в нашей стране, был объявлен агентом Кремля. Я уж не говорю о бесконечных обвинениях в мой адрес.
— Вы говорите о правах нацменьшинств, в частности, неграждан, и в своем профильном комитете. Ракурс уж писал, что идет успешая работа над тем, чтобы отменить визы для неграждан при поездках в страны ЕС. Ваши планы на предстоящий год?
— Мне поручено готовить от имени комитета доклад «Недискриминация и равные возможности для всех. Общая стратегия». Подготовка доклада — сложная работа, так что мне предстоит серьезное испытание. Тем более что сейчас, после серии терактов в Великобритании некоторые весьма влиятельные европейские политики готовы подвергнуть сомнению общепризнанные принципы соблюдения прав человека. Диллему «свобода или безопасность?» они предпочли бы разрешить в ущерб свободе. Есть предложения пожертвовать правом человека на уважение его личной жизни, вплоть до пересмотра соответствующей статьи Европейской конвенции прав человека и основных свобод. Так что копий предстоит сломать много. Но я рада, что моя политическая группа, группа зеленых, четко стоит на правозащитных позициях. В частности, коллеги всецело поддерживают меня в борьбе против дискриминации русскоязычных жителей Латвии.




















