Слухи о том, что именно происходило в Латгальской деревеньке на берегу озера Разнас, ходили разные. Вплоть до того, что все участники слета арестованы. Будучи участником и одним из организаторов слета, я расскажу читателями Ракурса, что же там происходило на самом деле.
Во главе с инспектором по особо важным делам
12-го августа под пристальным надзором полиции безопасности, тщательно фиксировавшей все на видеокамеры, группа организаторов слета отбыла в направлении Латгалии. На месте нас ожидала новая информация о работе вышеуказанной структуры. Оказалось, что стражи безопасности государства уже успели нанести визит в местное самоуправление и прозрачно намкнуть председателю волостного совета Владимиру Шпелю, с которым у нас была предварительная устная договоренность о размещении участников слета в помещении Зосненской школы: мероприятие крайне нежелательно для латвийского государтва и лично для него, председателя, может обернуться крупными неприятностями. В какой-то момент пэбэшникам показалось, что дело сделано и государство надежно защищено от «штабной угрозы» (которая, вероятно, страшнее международного терроризма). Однако коварные штабисты проникли таки на территорию Зосненской школы и развернули там свою «враждебную» деятельность. Враждебная родному отечеству деятельность – это, надо понимать, утренняя зарядка с пробежкой, игра в футбол и волейбол, обучающие лекции и даже психологический тренинг на сплочение команды. Про катание на байдарке и песни под гитару у костра я вообще молчу.
Доблестные стражи порядка приходили в себя долго, и до 15 августа никто участников слета не беспокоил. Зато 15-го, собравшись с силами, они взяли реванш по полной программе. В 11 часов к зданию Зосненской школы подкатили несколько автомобилей. Из одной выгрузились представители министерства по охране семьи, из других — местные инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые, представители пожарной и санитарной инспекций. В этой разношестной компании, объединенной одной целью — «Закрыть враждебный слет!», оказался даже главный организатор молодежных лагерей Резекненской думы. Возглавили это шествие несколько инспекторов полиции безопасности по особо важным делам(!).
Марш спецслужб
Момент для «штурма» был выбран точно. Главный организатор слета Геннадий Котов в этот день по срочным делам уехал в Ригу, а педагогический состав в лице Владимира Корниенко и Владислава Рафальского находился в Резекненской больнице. Владислав в качестве пострадавшего, а Владимир в качестве сопровождения. В итоге встречать незванных гостей пришлось мне и двум родителям участников слета. Без лишних церемоний представители власти разошлись по помещениям школы. К чему какие-то бюрократические формальности, ведь комнаты вполне можно осмотреть и без тех, кто в них живет. Вашему автору несколько раз пришлось объяснять сотрудникам различных министерств и ведомств, что прежде чем осматривать комнаты, неплохо бы спросить разрешения у их обитателей, а перед беседой с несовершеннолетними не мешало бы пригласить взрослых, которые несут за них ответственность.
Когда стало ясно, что остановить «марш спецслужб» вряд ли возможно, я достал фотокамеру и стал снимать этот беспредел. Заметив, что все фиксируется, сотрудник полиции безопасности Александр Зимцс попробовал применить силу и отобрать фотоаппарат. Однако, убедившись, что в этом порыве его никто поддерживать не собирается, он передумал и опять вернулся к методам словесным. Но мысль о том, что славные деяния полиции зафиксированы на виокарте, не покинула инспекторов. А потому мне сделали предложение, от которого отказаться ну никак нельзя, а именно: прокатиться вместе с инспекторами ПБ до Резекненского участка полиции. Якобы для установления личности. Хотя у меня не было ни малейшего сомнения в том, что скромные личности и имена всех участников и организаторов слета были известны ПБ с того самого момента, когда идея слета еще только обсуждалась по телефонам.
Пока мы ехали в Резекненское отделение полиции, я поинтересовался у одного из инспекторов, с чего бы это силовая структура занимается чисто политическими вопросами. Вроде бы наше государство сейчас пытается судить бывших сотрудников КГБ и НКВД именно за то, что эти структуры преследовали людей по политическим убеждениям. На что сотрудник ответил: «Указ сверху поступил, вот и выполняем».
В участке мне предложили в письменной форме изложить, же это за мероприятие — турпоход или все-таки лагерь. Инспектора по особо важным делам ПБ очень интересовало, заверены ли нотариально разрешения от родителей на пребывание на слете несовершеннолетних. Поскольку оные разрешения заверены не были, можно предположить, что это одно из серьезнейших преступлений, совершенных штабистами.
По завершению процедуры инспектора заявили, что отвезти меня назад они, по закону, не должны и делают это только потому, что нам по пути. Иначе бы — топай пешком 34 километра.
На следующий день (а точнее ночь) еще одна делегация на нескольких машинах подкатила к «Зосненской крепости». Поводом послужил якобы поступивший на пульт полиции сигнал о пьяных подростках в здании школы. От кого поступил сигнал, полицейские так и не признались. Правда, на этот раз незванных гостей дальше порога не пустили, ибо стрелки на часах приближались к полуночи. Служба службой, но надо же и честь знать. Наутро за неведомыми гостями пришлось убирать мусор: бутылки из-под водки и использованный презерватив.
Но визиты даром не прошли, и деньги налогоплательщиков были потрачены не зря! Пэбэшникам удалось уговорить председателя волостного совета издать указ, предписывающий нам покинуть здание Зосненской школы. После чего полицейские появлялись практически каждый день, бдительно следя, как выполняется (а точнее не выполняется) их предписание.
Мы прощаемся. Ненадолго
Впрочем, хватит о полицейских. Важнее, что, несмотря на организованную ими специальную программу, у участников слета была и состоялась собственная программа. Как раз накануне первого «вторжения» 14 августа мы проходили психологический тренинг, направленный на сплочение команды. Получилось, что уже на следующий день ребята смогли на практике отработать преподанные навыки. Кроме психологической, были спортивная, интелектуальная и даже творческая программы. Мы сыграли дружеский футбольный матч с командой юных спортсменов, вставших лагерем рядом с Зосненской школой. Были интектуальные игры по типу «Что? Где? Когда?» и брейн-ринга, спортивная эстафета «Зосниада», концерт самодеятельности и несколько лекций. Ходили в поход на гору Маконькалнс, где с развалин старинного замка видна российская сторона.
21 августа мы попрoщались с Зосной и друг с другом. Правда, друг с другом ненадолго, поскольку решено провести Вселатвийский слет старшеклассников. Он запланирован на 17 сентября в Даугавпилсе.
Надо полагать, что компетентные органы уже в курсе. Три недели на подготовку, господа, однако…
Виктор Елкин




















