Мы уже писали о «механизмах решения жилищного вопроса», задуманных властями (Ракурс, №27). Наши читатели встретили эти идеи «слуг народа» резко отрицательно: деньги, которые предполагается выделить на решение проблемы денацдомов, слишком незначительны. Почему–то ближе всего к реализации программа «льготного» ипотечного кредитования, которую уже окрестили «ипотечной удавкой». Остальные три «механизма» пока явно буксуют… А именно: выплата компенсаций жильцам денацдомов, участие государства в софинансировании строительства муниципального жилья и полумифические конкурсы среди домовладельцев на право заселять в свои дома «очередников». А что делает в этом направлении городская власть? Об этом я говорю с Иварсом Гатерсом, руководителем Комитета по жилищным и коммунальным делам Рижской думы.
Кто ходит первым?
— До 1 июля Кабинет министров должен был разработать Правила о выплате компенсаций жильцам денацдомов. Но свои положения должны были разработать и самоуправления. Что уже сделано?
— Поскольку компенсацию жителям денацдомов выплачивают пополам государство и самоуправления, Положения самоуправлений могут появиться, только когда Правила КМ будут утверждены. Пока не понятно, какие требования будут к самоуправлениям, какие суммы нам выделят, как мы их получим. Но еще предыдущая дума разработала, а нынешняя пересмотрела проект возможного участия самоуправления в выплате компенсаций.
Скорее всего компенсации составят около 7–8 тысяч латов. Хотя это пока условная сумма. Просто о такой мы говорили во время обсуждений, оценивая, сколько людей в очереди, какие средства предполагает выделить государство. Сейчас мы стараемся определить, кому, сколько и по каким критериям будем выплачивать. Даже среди жителей денацдомов существуют разные категории очередников: на социальную квартиру, многодетные семьи, одинокие пенсионеры. Логично, что суммы компенсаций тоже будут отличаться. Мы разрабатываем такой механизм выплаты компенсаций, чтобы эти деньги действительно пошли или в счет сделки при покупке жилья, или для первого взноса при получении кредита. Мы должны быть уверены, что они не будут проедены.
— Но по закону компенсации предназначены всем жителям денацдомов, проживавшим там до денационализации. Это ведь отдельная очередь. А вы сейчас говорите фактически о малообеспеченных. Получается, что компенсации предназначены не для всех?
— Мы пока можем говорить лишь теоретически (?! — А.Ш.) Да, компенсации предназначены для всех жителей денацдомов. Но в принципе возможно, что круг претендентов будет немного расширен… Есть много людей, что живут в муниципальном жилье в совершенно катастрофических условиях, и они не могут даже думать о покупке нового жилья. Я думаю, что включить и их сюда было бы логично.
Эти деньги станут как бы альтернативой очереди на жилье. Или бери деньги, или оставайся в очереди. Однако мы знаем, что для людей, которые сами активно ищут, как решить жилищную проблему, первый взнос часто становится «камнем преткновения». А поскольку жилищное строительство идет слишком медленными темпами, я абсолютно уверен, что это будет интересно людям…
Для сравнения: жители денационализированных домов могут встать на очередь при доходе в месяц на одинокого человека не более 200 латов, а на семью, на каждого члена, 150 латов. А если вы живете в муниципальном доме, то прежде надо получить статус малообеспеченного. С заработком в 200 латов в принципе можно выплачивать кредит.
— И следующие 10–20 лет половину от своих 200 латов отдавать по выплатам? А жить на что? Скажите, а вы не считаете, что деньги, которые собираются выделить на компенсации, совершенно смехотворны даже для того, чтобы решить проблемы денационализированных домов? Вы же между тем говорите еще и о расширении круга претендентов.
— Если сегодня человеку приходится стоять в очереди 5–10 и больше лет, может быть, и есть смысл в такой альтернативе? Наше дело пока что — представить проект Положения, который мы считаем оптимальным, одобрить его все равно положено думе.
— Сейчас как раз уточняется бюджет Рижской думы этого года и разрабатывается на следующий. В нем уже выделены средства на эти цели?
— На этот год нет, но на следующий будут обязательно.
Что нам стоит дом построить?
— Планируется, что государство будет компенсировать самоуправлениям 30 процентов от средств, затраченных на жилищное строительство. Когда будет задействована эта программа?
— Хотелось бы знать точно, какие средства на это даст государство. Насколько я слышал, пока для всех самоуправлений республики думают выделить около 8 миллионов. Непонятно, на какую сумму мы можем рассчитывать. Мы должны заложить в бюджет следующего года средства с учетом того, сколько нам компенсирует государство. Если мы рассчитываем, что нам надо 7 миллионов и три нам выплатит государство, а получится, что мы должны вложить все 10, где мы возьмем деньги? Мы же не можем построить 6 этажей, а еще три «придумать»! Поэтому запрос мы подавали на обьекты, которые уже собираемся строить. Стараясь как можно точнее угадать сумму, которую мы получим. Около 3 миллионов латов мы просим от государства, значит, всего получается чуть больше 10 миллионов.
— Но реально надо на порядок больше. По данным «Майоклю агентура» только по Риге квартир в денационализированных домах почти 60 тысяч. Может, стоило бы действовать по старому, проверенному принципу: проси больше, получишь сколько надо?
— Сейчас в Риге в очереди больше 10 тысяч семей. Если средняя квартира 50 кв. метров, умножаем на цену одного метра — «не более 300 латов», как хочет министерство, хотя фактически стоимость уже выше, — потом на 10 тысяч семей… Да, получается 150 миллионов латов.
«Антагонистические противоречия»
— Нашим читателям особенно «понравилась» идея организации в самоуправлениях конкурсов среди домовладельцев — на право предоставлять пустующие квартиры людям, стоящим в очереди на жилье. Фактически выселенным из других таких же хозяйских домов. Насколько это реально, если вспомнить высказывания некоторых домохозяев, что «всякая шваль» им не нужна?
— Я не считаю это реальным. Любой домовладелец захочет увидеть и оценить того, кого он заселяет. А самоуправление не может делить — тот плохой, а тот хороший. У нас есть очередь претендентов. Единственный вариант — это заключение подробного и строго индивидуального договора между домовладельцем и самоуправлением, чтобы впредь не повторялись прежние коллизии между жильцами и домохозяевами. Но для этого потребовалось бы создавать специальный юридический отдел. Учитывая, что состояние домов тоже разное.
— Плюс или минус миллион, а денег на решение жилищной проблемы все равно будет катастрофически мало. И в любом случае нужен тщательный отбор тех, кому «повезет». А где отбор, там актуальной становится возможность коррупции, лобирования чьих–то интересов…
— Мы разрабатываем очень четкие критерии, как и на каких основаниях будут выплачиваться компенсации или предоставляться жилье очередникам из денацдомов. Чтобы до минимума свести возможность субъективных решений. Я бы хотел заявить: если у кого–то есть хоть какая–то конкретная информация о случаях коррупции, обещаю лично выслушать и принять меры, чтобы не только бороться с последствиями, но и предотвратить саму ее возможность.
— Сколько уже говорилось о хозяйском беспределе, даже о пьяных загулах за счет собираемых с жильцов денег, а дома между тем разваливаются. А все ссылки на Запад, на неприкосновенность частной собственности, в нашей, искуственно созданной ситуации не выдерживают никакой критики. Самоуправление ведет какой–то мониторинг ситуации в хозяйских домах, чтобы иметь представление, что с ними происходит?
— В этом отношении мы хотели бы видеть большую активность со стороны «Майоклю агентура». Денационализированный дом в поле зрения самоуправления обычно попадает в связи с протестами тех жильцов, от которых хотят освободиться. Вступая в должность, я не осознавал всю серьезность и масштабы этой проблемы. Поэтому у меня уже была встреча с рижской ассоциацией домовладельцев. Насколько я понял, у предыдущей думы к ним было прохладное отношение, как «капиталистам».
— А для нынешней думы они — свои?
— Я считаю, что надо разговаривать со всеми стронами конфликта, чтобы составить объективное мнение.
P.S.
Уже после нашего разговора с г–ном Гатерсом появилось сообщение, что комитет Кабинета министров одобрил проект ипотечного кредитования для жильцов денационализированных домов. Для тех, кто не относится к числу малообеспеченных, но не имеет денег на первый взнос. Предполагается, что один из банков будет выдавать им без первого взноса ипотечный кредит на срок до 10 лет. Сумма, гарантируемая государством, не может превышать 15 тысяч латов. По мере их выплаты государственные гарантии будут соответственно уменьшаться. Человеку придется заплатить государству 2,5 процента от суммы, гарантированной государством. Выплата остальной части кредита происходит «на общих основаниях». Как и для всех остальных, поддавшихся на пропаганду о легкодоступном и просторном «многокомнатном счастье». Это пока единственный из «механизмов решения жилищного вопроса», который вот–вот заработает. Второй — выплату компенсаций — также все больше увязывают в умах людей с неизбежностью ипотеки. Участие государства в жилищном строительстве пока, как мы видим, сведется лишь к перераспределению средств внутри «котла» и жилищного бума не вызовет. Очередей из сознательных домовладельцев у дверей самоуправлений тоже не видно… На искусственно созданной властью проблеме людей в очередной раз решили банально «навариться»? Как говорится, и к гадалке не ходи…Ракурс предлагает читателям принять участие в обсуждении этой проблемы. Звоните, пишите в редакцию — будем думать вместе.




















