Глобальное… похолодание

11048

Без мнения специалиста в этом вопросе не разобраться. На вопросы «РАКУРСА» отвечает хабилитированный доктор географических наук, метеоролог с 30–летним стажем Михаил БОРИСОВСКИЙ

— То, что климат меняется — очевидно. Даже у нас, в Латвии, лето порой бывает необычайно жарким, а морозная, снежная зима — редкость. Разве могут быть иные мнения, кроме того, что нашему земному шару в перспективе грозит таяние ледников?

— Такую вероятность я оцениваю в 40 процентов. Остальные 60 процентов поделил бы поровну на две версии: 1) в климате Земли ничего особенно не меняется и 2) нам грозит глобальное похолодание. Конечно, в пользу грядущего потепления говорит, например, 50–градусная жара во Франции в начале этого лета или залитая небывалыми дождями и ливнями Англия. Но я отношу это к естественным погодным колебаниям, а не к прямому воздействию человека.

Из исторических хроник известно, что в январе в Латвии, бывало, цвели фиалки, вишня. А случались зимы, когда до конца мая весь Рижский залив был скован льдом. Балтийское море полностью замерзало, на остров Готланд переправлялись на санных упряжках. Контрастные перепады температур происходили и в прошлом столетии.

Сегодня некоторые склонны январскую бурю нынешнего года объяснять глобальным потеплением. Но не далее как 38 лет назад, в октябре 1967 года, точно такой же по силе, интенсивности, разрушительности ураган пронесся над Латвией. Тогда еще о глобальном потеплении только считанные светлые умы из академиков высказывали предположение.

— И все–таки парниковый эффект как–то можно предотвратить?

— По этому поводу даже принят международный договор — Киотский протокол — об ограничении выброса углекислого газа в атмосферу. Кто забыл, напомню, что 70 процентов солнечных лучей доходит до поверхности земли и океана. 30 процентов отраженно возвращается назад. Водная поверхность и суша нагреваются, после чего тепло начинает излучаться в атмосферу. И только благодаря водяному пару и двуокиси углерода тепло от Земли не уходит обратно в космическое пространство, то есть земной шар не остывает. Водяной пар — естественное явление, от человека почти не зависит. Особый вопрос — углекислый газ. Если за последние 200 лет содержание углекислого газа в атмосфере увеличилось от 30 до 50 процентов, то в последнее время эта тенденция приняла геометрическую прогрессию — за каждые 20 лет увеличение составляет 10 процентов. То есть все больше тепла остается в атмосфере Земли. Почему? Дело в нас самих. Главным источником поступления двуокиси углерода в атмосферу является выбросы при сжигании угля, нефтепродуктов, газа. Иными словами, антропогенная деятельность человека.

— Ну и что будет, если ничего не предпринять?

— Сегодня содержание СО2 составляет 370 единиц на 1 миллион частиц воздуха. Казалось бы, очень незначительная доля. Однако ученые говорят, что если тенденция такого роста сохранится, то к концу нынешнего столетия средняя температура воздуха на земном шаре повысится на 5,8 градуса. А в данном случае каждая десятая доля градуса чревата абсолютно пагубными последствиями для экологии, для всего живого.

Нельзя утверждать, что абсолютно везде одинаково повысится температура. Кроме того, изменение климата по–разному отразится на регионах. Допустим у нас, в Латвии, если станет на 5–6 градусов теплее, ничего страшного не произойдет. Ну будет почти Ташкент, разве плохо? А вот таяние ледников в Арктике, Антарктиде приведет к повышение уровня Мирового океана, к глобальному затоплению прибрежных районов. Может случиться, что Англия, Ирландия, Голландия просто уйдут под воду. Таяние льдов Гималаев может смыть Китай, Индию и Юго–Восточную Азию в целом… Как видите, перспективы не самые благоприятные.

— Так что, нам остается просто ждать пока растают льды и всех затопит океан?

— Нет, конечно. Еще в 70–х годах был заключен так называемый Монреальский протокол и впервые на мировом уровне многие страны — члены ООН обратили внимание на то, что человеческая деятельность чревата пагубными последствиями. Сегодня главным правовым юридическим документом является уже упомянутый мной Киотский протокол, который устанавливает для каждого государства квоты на выброс СО2 в атмосферу. Большинство стран мира, в том числе и Латвия, подписали этот документ.

А вот США, являющиеся самым масштабным поставщиком вредных выбросов в атмосферу, не подписывают его. Это отчасти связано с тем, что ограничение выбросов чревато весьма жесткими экономическими потерями: надо вкладывать серьезные деньги в изменение технологий и так далее. Но причина не только в этом. Американцы оказались более мудрыми и прагматичными, чем многие другие. Дело в том, что в лабораториях США серьезно работают над проблемой парникового эффекта. Там ученые пришли к выводу, что избыток углекислого газа можно вылавливать из атмосферы, регенерировать, превращать его в жидкое состояние и закачивать в подземные хранилища. А там все это превращается в нерастворимые минералы, которые больше не несут угрозы человечеству. И не надо сокращать производства, не надо мучить промышленников. Найден более простой путь предотвращения глобального потепления. Разумеется, такое решение проблемы обойдется недешево. Но игра стоит свеч. Ученые пошли еще дальше: они просчитали даже, где эти станции–генераторы надо размещать. В частности, в пустынях, где нет поблизости растительности, чтобы не нанести вреда флоре. Кроме того, американцы решили запустить в 2006 году орбитальную станцию, которая будет следить за изменениями в атмосфере и за тем, в каких районах земного шара образуется наибольшая концентрация углекислого газа.

— Это, конечно, радует, ну а при чем тут похолодание?

— О глобальном похолодании сравнительно недавно заговорили вслух. Я присутствовал на 9–м Всемирном метеорологическом съезде в 1995 году. Тогда и проникся данной теорией. Группа ученых впервые озвучила свой доклад о грозящем земному шару очередном ледниковом периоде. Эффект данной теории был подобен взорвавшейся бомбе.

Обоснование теории вот в чем. Всем известно теплое течение Гольфстрим, несущее экваториальные воды вдоль побережья Европы, и тем самым согревающее туманный Альбион. Но как возникает Гольфстрим? На глубине 1,5–2 километров Мирового океана из Арктики постоянно осуществляется отток холодной воды в районы экватора. А так как природа не терпит пустоты, в поверхностных слоях в противоположном направлении поступают теплые воды. Так вот, океанологами установлено, что интенсивность оттока арктических вод в последние 50 лет значительно уменьшилась. А раз уменьшился отток холодной воды, значит пропорционально уменьшилась интенсивность согревающего теплого течения Гольфстрим. И это явление не связано с хозяйственной деятельностью человека. Вероятно, это естественный процесс, имеющий некую цикличность. Ученые признают честно, что первопричина этого механизма ими еще до конца не установлена. Также остается под вопросом размер возможных последствий. Требуются дополнительные моделирования, расчеты, серьезные научные инвестиции. Но факт остается фактом. Гольфстрим остывает. И как следствие, скажем, в прибрежных районах Норвежского моря последние 30–40 лет температура воздуха стабильно понижается.

— Значит, будем замерзать и вымрем, как мамонты?

— Сторонники этой теории не приводят прямые подтверждения, а только косвенные. Они вспоминают общеизвестный нынче факт, что примерно 10 тысяч лет назад земной шар столкнулся с приличных размеров кометой. В результате последовавшего гигантского взрыва в атмосферу Земли поступило огромное количество водяного пара. И до сих пор он служит стабилизирующим фактором климатического режима Земли. То есть изменения климата связаны больше с космическими факторами, а не с деятельностью человека. И еще один неоспоримый факт: земная атмосфера постепенно загрязняется космической пылью, и это никак не связано с деятельностью человека. Но в результате этого космического загрязнения к нам все меньше и меньше приходит солнечного тепла, и со временем это неизбежно приведет к всемирному оледенению. Так может, чтобы избежать оледенения, нам надо не уменьшать, а наоборот, увеличивать парниковый эффект?

В пользу того, что парниковый эффект не ожидается, говорит и то, что за последние 33 года, как начались систематические изучения Южного континента — Антарктиды, толщина льда там ни на один сантиметр не уменьшилась.

Против возможного потепления свидетельствует и то, что в нашей Латвии за последние 40–50 лет число гроз или случаев выпадения града, количество сильных ураганов не уменьшилось и не увеличилось, а остается в рамках среднестатистических колебаний.Более того, в большинстве регионов земного шара с 1940 по 1980 годы средняя температура все время понижалась, в то время как содержание углекислого газа в атмосфере, главного «виновника» парникового эффекта, непрерывно возрастало. И это тоже факт. Именно поэтому теория похолодания имеет равное право на существование.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!