Страсбург в Брюсселе
Слово “Страсбург” на депутатском жаргоне означает “сессия”. И надо же какая незадача вышла: великолепие страсбургского зала сессионных заседаний, построенного в виде полусферы, оказалось сугубо внешним. Из потолка выпали какие-то детали конструкции. Хорошо, что было это во время каникул. Кстати, в сентябре, с учетом августовского отпуска, предусмотрено две сессии, чтобы всего за год их получилось двенадцать. И по причине срочного ремонта зала в Страсбурге пришлось все пленарные заседания проводить в Брюсселе. Это событие подтолкнуло коллег к творческим находкам. Одному из депутатов пришло в голову гениальное в своей простоте решение, как обойти пресловутую статью Европейского договора, предписывающую проводить парламентские сессии в Страсбурге и только в Страсбурге. Он предложил переименовать брюссельское здание парламента и присвоить ему имя “Страсбург”. Посмотрим, сколь высоким чувством юмора обладает председатель Европарламента Ханс Герт Поттеринг, которому это предложение направлено в письменном виде.
Суть вопроса
Принимая близко к сердцу события на Кавказе, я лично не могу сейчас настроиться на веселый лад. Поэтому выступала там, где давали слово, очень резко. Было это во вторник при обсуждении в группе зеленых компромиссного текста резолюции по Грузии, а также сегодня, в четверг, на заседании делегации по связям с Россией. Выступить по этой теме на пленарном заседании не пришлось: прения шли в понедельник вечером, по окончании заседания Совета ЕС. Прения поэтому были краткими, и слово в первую очередь получили руководители фракций. Но наш председатель, Даниель Кон-Бендит, несмотря на свой традиционный критицизм по отношению к России, суть вопроса уловил предельно четко. Да, грузинского президента могли спровоцировать, – сказал он. Однако на провокации отвечают по-разному. Саакашвили ответил ночной атакой на мирный город и совершил преступление. Глава группы социалистов Мартин Шульц своей нелицеприятной оценкой действий руководства Грузии вызвал ответную крайне некорректную атаку со стороны польских и балтийских правых депутатов. Радикалы из группы “Европа наций” явно нервничают. Особенно после того, как все их важные поправки к проекту резолюции, в частности, про пересмотр решения о проведении олимпиады в Сочи, были голосованием провалены.
Речи и тексты
Надо признать, что резолюции Евросовета и Европарламента оказались гораздо менее критичными по отношению к Грузии, чем тон выступлений в парламенте подавляющего большинства политиков, в том числе французского министра иностранных дел Бернара Кушнера. Я объясняю этот феномен тем, что текст резолюции – он коллективный, а устная речь всегда индивидуальна. Позорить себя произнесением глупых штампов захочет не каждый политик, особенно западный. Поэтому жертва на алтарь популизма приносится в виде общего письменного творения. Жертвы такие неизбежны. Ведь массовому избирателю штампы о том, что во всем виноваты русские, уже вдолблены с помощью самых мощных СМИ – телевидения и радио. Кстати, в больших печатных западных изданиях появляется много критической информации о роли грузинских властей в конфликте. Но сколько людей читает в наше время газеты?
Правозащитники
Во вторник встречались с группой правозащитников из организации FLARE (Freedom, Legality and Rights in Europe), только что вернувшейся из Грузии. Их пригласила в парламент итальянский “зеленый” депутат Моника Фрассони. Группа интернациональная: итальянец, грузинка, русский. Были они в Гори. Крайне обеспокоены тем, дойдет ли до беженцев предназначенная им западная помощь. Возмущены развернутой в Грузии грязной пропагандистской кампанией “Stop Russia”. А вот в Цхинвали правозащитников не пропустили. И поэтому информация о жертвах среди гражданского населения у них, конечно же, односторонняя. Кстати, сегодня я предложила именно Владикавказ в качестве цели плановой осенней поездки депутатов Европарламента в Россию. Надеюсь, что была услышана.
Рига, четверг, 4 сентября 2008 года
















