Дебют виртуального мордобоя,
или Новые игры разума?
Интервью с первым латвийским чемпионом по видеоиграм
Армен САРКИСЯН
В прошлое воскресенье в стране произошло знаменательное событие – первый чемпионат по видеоигре. В качестве дисциплины на чемпионате был выбран жанр виртуальной драки, а в качестве игры – популярный TekkenTag Tournament. О чемпионате мало кто слышал, и к самим играм отношение у людей разное. Тем интереснее было встретиться с победителем этих соревнований. Им оказался латвийский студент 23-летний Владимир Колпаков.
Справка 1
Tekken (в переводе с японского «Железный кулак») – культовая видеоигра японской компании Namco. Первая ее часть появилась 10 лет назад. Tekken относится к популярному жанру виртуальной драки. Суть игры: два игрока выбирают себе протагонистов из предложенного разработчиками списка персонажей и выясняют отношения на виртуальном ринге.
Справка 2
Практически всегда на страницах неспециализированной прессы путают понятия видео и компьютерных игр. Компьютерные игры – это те, что запускаются на персональном компьютере. Для запуска же видеоигр используется видеоприставка, подключаемая к телеприемнику, который нужен для вывода картинки на экран. Почувствуйте разницу!
На пути к чемпионату
– Володя, расскажи подробнее, как ты приобщился к миру видеоигр.
– Лет двенадцать назад отец привез нам с братом из Японии видеоприставку Dendy вместе с первыми играми. Еще я помню первый прокат видеоигр в бывшем кинотеатре «Пиониерис». Наверное, это была игровая Мекка тех времен. Так же, как и во многих советских семьях, в конце 80-х у меня был ZXSpectrum. Игры для которого запускались с обычных аудиокассет! С первыми играми на аркадных автоматах я познакомился на втором этаже «Детского мира». Потом все пошло, как у всех, – все эти годы я старался не отставать от прогресса и приобретал видеоприставки, которые отвечали последним веяниям времени. Сейчас я гордый обладатель приставки фирмы SONY- Playstation 2 (на сегодняшний день самая массовая приставка в мире. – А.С.). Именно на ней я оттачивал свое мастерство по Теккену. Для меня видеоигры – это хобби. Как для кого-то неотъемлемой частью жизни становится футбол.
– Когда ты в первый раз встретился с этой игрой?
– В середине 90-х в одном из приставочных прокатов на улице Чака. Чем меня зацепила эта игра? Играя в нее, надо думать, просто в лобовую атаку не пойдешь. Эта как mindgame – игра разума. Мало знать приемы выбранного персонажа, надо еще умело ими распоряжаться. Как, скажем, в жизни умеешь правильно распорядиться деньгами, так и здесь. Если разумно подходишь к делу, можно добиться многого.
– Как ты узнал об этом чемпионате ? И почему решил участвовать в нем?
– Если честно, мы с братом и были инициаторами турнира по Теккену. Я подал идею ребятам, вращающимся в игровом бизнесе. Им намного легче организовывать такого рода мероприятия. Ведь они практически каждый день по долгу службы встречаются с видными киберспортсменами. Единственное нарекание – слишком малое количество участников, всего 15 человек. Чему есть два объяснения: отсутствие рекламы и то, что на турнире собрались все сильнейшие теккинисты республики. Игроки со средним уровнем просто испугались и не пришли на соревнование. Получился элитный междуусобчик. Для нашей небольшой страны уровень очень даже неплохой. Вот если бы к нам каждый месяц приезжали корейцы (признанные законодатели моды в киберспорте. – А.С.), мы бы познакомились с другими очень интересными схемами и стратегиями, набирались бы несравненно большего опыта.
– Спортивные соревнования отнимают много физических сил. А как с психологическими кондициями на киберспортивном поприще?
– После каждого боя у меня тряслись руки от нервного перенапряжения. А после окончания турнира на меня нахлынула физическая усталость и потянуло на сон. Наутро после турнира было очень тяжело.
– Утром в день турнира ты как-то готовил, заряжал себя?
– Да, я был в состоянии атаки. Я знал, что у меня будут достойные соперники, но было непреодолимое желание победить. К тому же мой брат Женя был для меня прекрасным спарринг-партнером. Он не зацикливается на одной тактике или стратегии. Всякий раз, когда я играл против брата, я играл с разными людьми.
Теккен – те же шахматы или футбол?
– Почему, на твой взгляд, видеоигры у нас менее популярны, нежели компьютерные? Ведь в США и многих европейских странах все с точностью да наоборот.
– В том-то и дело. Доминирование видеоигр над компьютерными – это своеобразное мерило благосостояния граждан страны. Зачастую цены на консольные игры бывают вдвое выше, чем на компьютерные. Тому есть объективные причины. Кроме того, еще в ходу стереотип: мол, видеоигры – это развлечение для детей и инфантильных взрослых. На Западе давно ушли от этого представления, понимая игры как автономную самодостаточную субкультуру.
В Латвии на лицензионном уровне видеоиграми занимаются лишь крупные компании, но и они занимаются ими только для галочки – чтобы было. Они вообще не интересуются ассортиментом привозимых игр. Причем «заламывают» за них цены куда большие, чем в Западной Европе. У нас не существует и проката видеоигр. Более того, прокат, как известно, даже запрещен на законодательном уровне.
– Теккен и многие другие видеоигры – продукт японского игростроя…
– В Японии трудно найти человека, который бы не увлекался видеоиграми. Вообще я считаю, что японские игры намного качественнее и интереснее американских, не говоря уж о европейских. Японские разработчики больше внимания уделяют мелочам и нюансам, они выпускают игру с практически идеальным качеством. Американцы тратят на разработку игрового проекта год-полтора. Это ничто. Для сравнения: новые части Теккена выходят с интервалом 3-4 года. Если в игре много мелких недоработок, в нее на профессиональном уровне и играть сложно. Тебе может не повезти именно из-за халатности разработчиков. Возникает фактор случайности, недопустимый для профессионалов .
– Сегодня для многих игры становятся образом жизни. Можно заниматься шахматами, футболом, а можно играть в видеоигры? Ты бы поставил их в один ряд с этими увлечениями?
– Однозначно – да. Можно сравнить компьютерные стратегии и шахматы. Люди, которые на профессиональном уровне играют в стратегии, мыслят столь же молниеносно, что и шахматисты в блицтурнирах. Они принимают решения за полторы-две секунды. Иначе ты проиграешь. Сегодня каждая компьютерная и видеоигра находит своего фаната в среде представиьтелей любой возрастной и социальной категории. То есть я хочу сказать, что люди старше тридцати не должны стесняться признаться себе и окружающим, что они увлечены занятием, которое лет десять назад было уделом одних подростков. Нынешние видеоигры предназначены для всех.
– Однако многие считают, что видеоигры прямо сказываются на повышении криминогенности молодежной среды.
– Я считаю, что люди с неустойчивой психикой могут впечатлиться куда как более массовым продуктом искусства – кинофильмами. Вся эта шумиха, подымаемая психологами вокруг компьютерных игр, надуманна.




















