Артис Пабрикс: «Отечеством мы не торгуем»

7911

Минувшая неделя в латышской прессе прошла «под знаком» Пабрикса. Массмедиа, включая электронные, обсуждали провал внешней политики – неподписание договора о границе и «катастрофическое» ухудшение отношений с Россией. Министр иностранных дел оправдывался как мог, порой в выражениях, далеких от дипломатического этикета.

В частности, г-н Пабрикс разразился ответом на статью Айварса Озолиньша в Diena, рассказав читателям о представителях племени американского континента, у которых, как у змеи, раздвоенное жало – говорят одно, делают другое. «Мне кажется, – заявил министр, – что статья Озолиньша написана на компьютере с раздвоенными клавишами». Правда, это единственное недипломатичное высказывание в ответе нашего главы внешних сношений. Прочие – серия напоминаний о том, что нынешний состав министерства внутренних дел, в отличие от предыдущих, под его руководством трудится в поте лица своего. Министр также заявил, что «договор о границе останется в сфере внимания внешней политики, но он должен быть подписан с учетом политических интересов Латвии, правовых принципов». Затем последовал головокружительный пассаж: «Если Россия действительно хочет подписать этот договор, никто ей не мешает принять хоть бы и пару односторонних деклараций и незамедлительно сесть за стол переговоров». Что бы значила эта диковинная эскапада, министр не объяснил.

Тележурналист Эдийс Бошс в «Панораме» LTV тоже заметил, что неподписание договора называют крупнейшей неудачей внешней политики Латвии последних лет, о чем свидетельствует и падение рейтинга министра иностранных дел. Г-н Пабрикс на это ответил, что есть разница между неудачей и несчастьем. «Мое мнение – для нас было бы несчастьем, если бы мы подписали договор без декларации». Но, продолжил министр, «я думаю, что наша цель – подписать договор. Подписать его 10 мая или через месяц, год, существа дела не меняет».

Далее настырный Эдийс Бошс напоминил, что недавно в разговоре с российскими журналистами г-н Пабрикс сказал, что у Латвии нет ни материальных, ни территориальных претензий к России, а декларация, принятая Сеймом, напротив, велит правительству не отступаться от требований по компенсации ущерба, нанесенного оккупацией Латвии, – так есть у нас материальные претензии к России или нет? Министр старательно ушел от ответа, сказав в конце концов, что «нам надо очень тщательно взвесить, о чем эта декларация. Нам надо понимать, что речь идет о принципиальном вопросе – признании оккупации». И затем следует очередное таинственное министерское высказывание: «Нужно в конце концов понять, что Отечеством мы не торгуем». Поскольку непонятным остается, а кто же торгует, следующий вопрос журналиста: «Если бы завтра состоялся референдум, вы бы рекомендовали голосовать за или против возвращения Абрене?» Загнанный в угол министр иностранных дел позволил себе высказать личное мнение: нам надо укреплять те границы, что существуют сейчас. То есть, спросил Эдийс Бошс, вы согласны, что правительство и та политическая сила, которая отдаст Абрене, станут мертвецами? Ответ: «Я хочу видеть в Латвии ту политическую силу , которая возьмет Абрене». Ироничность последней фразы осталась, что называется, за кадром.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!