«Священники» на марше

8143

Цель: привлечь голоса русских и ослабить ЗаПЧЕЛ

Latvijas avīze под заголовком «Надежда на умеренных латышей и лояльных русских» опубликовала интервью Волдемара Крустинша и Илзе Кузьминой с новоявленным главой Латвийской Первой партии (в народе – партии «священников») Юрисом Луянсом. Предлагаем фрагменты из этого интервью.

– Опросы общественного мнения обнаружили, что больше всего люди доверяют именно церкви. Это кое-что значит и для политики.

– Да, и не случайно нашу партию называют партией «священников». Священники – в наших рядах, они заметны. И для партии духовные ценности на первом месте.

– Я бы хотел уточнить: христианские ценности?

– Разумеется, мы – представители христианской церкви и не кокетничаем с другими. Мы довольно категоричны в своей позиции и не готовы активно поддерживать нехристианские конфессии.

– А как вы смотрите на новые вероучения, которые многие называют сектами?

– На мой взгляд, нетрадиционные конфессии Латвии правильнее было бы называть свободными церквами. Это значит, что они не принадлежат ни к одной из конфессий, не подчиняются конфессионной иерархии и потому они не международные. В то же время свободные церкви подтвердили, что они очень близки традициональным конфессиям.

– Религиозная принадлежность – один из характерных признаков вашей партии. Второй: вы рекламируете свои отношения с русскоязычными.

– Это связано с нашей центристской идентичностью. Она означает умеренную позицию в национальных вопросах. Нам нужно найти способ, как жить вместе, не разделяя друг друга по национальному признаку. Но здесь у нас Латвия, и я не согласен, что ЛПП русская партия. Мы – латышская партия.

– Латышская или латвийская?

– Что вы понимаете под «латвийской»? Если вы говорите о государстве Латвия, тогда мы латвийская партия. Мы патриоты Латвии и ее идеологические и практические защитники. Но мы видим, что ситуация сложилась трудная, есть разделение на русско- и латышскоговорящих. Поэтому нужна партия, которая была бы умеренной в национальных вопросах, чтобы не позволить расцветать ЗаПЧЕЛ. На самом деле наша партия будет ослаблять, а не укреплять ЗаПЧЕЛ. Мы надеемся, что умеренные, лояльные русскоязычные проголосуют за нас.

– А что вы пообещаете этим русским?

– То же, что и латышам. Наши приоритеты – семья и ребенок, безопасность, общественное согласие и экономика. Русские масс-медия всегда спрашивают меня, дадим ли мы право голоса негражданам на выборах в самоуправления. Я говорю, что эту позицию мы не поддерживаем. Второе, о чем меня спрашивают, – вы отмените реформу образования? Отвечаю, нет, не отменим.

– Если вы такой национально-умеренный, в Рижскую думу вам в заместители нужно взять русского.

– Если я стану мэром, кто будет моими заместителями, решит коалиция.

– А что, нынешний вице-мэр Долгополов для вас неприемлемый партнер?

– В этом аспекте я о нем не думал. Прежде всего потому, что он единственный в его партии человек, о котором мне хоть что-то известно. Мне ничего неизвестно о политическом спектре и позиции его партии.

– Позиция одна: как вам надо, так и будет.

– Ну, с такими политиками трудно сотрудничать.

– Вы не считаете, что заседания в Рижской думе должны проходить и по-русски?

– С какой стати?! Это – Латвия, и в ней государственный язык – латышский, и это записано в нашей Сатверсме. Аминь!

– Очень хорошо, что вы произнесли это «аминь». А то вот в рекламном тексте ЛПП, опубликованном в русской газете в 2002 году, сказано: «Мы за то, чтобы каждый житель Латвии владел государственным латышским языком и был конкурентоспособным на рынке труда. При этом языкам нацменьшинств нужно присвоить официальный статус».

– Это древняя газета. В данный момент я не вижу нормального законного основания присвоить статус официального какому-либо иностранному языку. Я хотел бы сохранить уверенность в том, что официальным языком нашего государства был и останется только латышский.

– Господин Юрканс сказал, что, если станет мэром, он немедленно ликвидирует таблички с надписью «Улица Дудаева».

– Мы в партии этот вопрос не обсуждали. Думаю, что в свое время улицу назвали, сообразуясь с конкретными аргументами. Было бы неразумно так запросто принимать другое решение. Поэтому я не вижу необходимости обсуждать этот вопрос.

·

В том же номере Latvijas avīze корреспондент газеты Мара Либека пишет о том, что Кабинет министров и наш Сейм были необыкновенно щедры в отношении церкви при распределении полутора миллионов латов из оставшихся неиспользованными бюджетных средств. Список целевого назначения этих денег был утвержден без дискуссий, поскольку возражения он вызвал только у министра юстиции Солвиты Аболтини. Министр, пишет газета, была поражена тем, что депутаты на первый план поставили нужды церкви и были несравненно более скупы при выделении средств на нужды образования, культурных учреждений, больниц. Депутаты ЛПП только Христианскому фонду помощи определили 44 тысячи латов, из которых 9 тысяч предназначены для «администрирующих» целей фонда. Этот фонд существует два года, и в данный момент в нем работают всего два человека. Стало быть, 9 тысяч латов назначены двум административным работникам фонда.

А неделей раньше постоянный автор Ракурса Александр Малнач побывал на съезде Латвийской Первой партии. Предлагаем вниманию читателей его «записки со съезда».

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!