Оккупация: кому предъявить счет?

12449

На все предложения стран Балтии заплатить за оккупацию, Москва отвечает: вам что-то померещилось, никакой оккупации не было. Между тем в Европе есть страна, которая НИКОГДА не отрицала факт своей оккупации Латвии. Казалось бы, нужно стремглав бежать в Берлин с большим счетом в руках. Но никому из латвийских политиков такое простое решение и в голову не приходит. Почему же? Ответ на этот вопрос очевиден.

ВЭФ как военный трофей

1 июля 1941 года по улице Бривибас в Риге парадным маршем шли немецкие солдаты: все как на подбор рослые, аккуратные, в незапыленной форме. (Наблюдавшие этот парад рижане, естественно, не знали, что маршировала по городу не фронтовая часть, а спецподразделение для парадов, специально созданное, чтобы впечатлять жителей покоренных городов). Началась нацистская оккупация.

С немецкой аккуратностью и основательностью завоеватели обирали Латвию до нитки. Делали они это вполне по-европейски, на «законных» основаниях. Бывали, конечно, и примитивные реквизиции. Но, как правило, на частную собственность латвийских граждан никто не покушался, подобно Остапу Бендеру нацистская саранча хитроумно опустошала карманы местных жителей, не нарушая уголовный кодекс.

Кстати, события 1940 года нацисты оккупацией не признавали. Поэтому все национализированные в советский период предприятия считались собственностью СССР. 18 августа 1941 года нацисты объявили, что промышленные предприятия отныне принадлежат Германии. Так сказать, стали военными трофеями. Для ясности: речь шла и о таких крупных предприятиях, как ВЭФ, «Вайрогс» (будущий вагоностроительный завод), фабрика резиновых изделий «Квадратс», крупнейший лиепайский завод «Тосмаре»… Как говорится, было ваше стало наше.

Такая «прихватизация» была сделана вовсе не для того, чтобы заполучить акции. Контроль над предприятиями позволял манипулировать ценами.

Экономическая политика нацистов разительным образом отличалась от последующего советского хозяйствования. В «русское время» в Латвии строились новые заводы, жилмассивы, за бесценок ввозились нефть, газ, металл. Немцы делали все с точностью до наоборот: закупали за бесценок латвийские товары и вывозили в Германию. Остап Ибрагимович Бендер умер бы от зависти: такого способа обогащаться даже он бы не придумал. Нацисты охотно выбирали латвийский товар и вывозили в Германию. За этот «импорт» можно было платить в два раза меньше, чем за аналогичную немецкую продукцию. Рйхскомиссар Лозе 11 сентября 1941 года лично написал инструкцию: закупочные цены в Остланде не должны превышать 60 процентов от закупочных цен в рейхе.

Как же предприятия сводили концы с концами? Да очень просто: платили работникам мизерные зарплаты. По карточкам рабочему выдавали около 300 граммов хлеба в день. При этом любому недовольному оплатой труда всегда можно было объяснить что предприятие не справляется с объемами. Мол, чтобы лучше жить, надо лучше работать. И жители Латвии трудились (порой по 10-12 часов в день) на германскую военную машину. ВЭФ выпускал противогазы, «Вайрогс», – корпуса гранат, деревообрабатывающие предприятия – стройматериалы для создания концлагерей… Вот выдержка из инструкции имперского министра финансов от 4 сентября 1942 года: «разницы в ценах между рейхом и востоком должна быть покрыта значительная часть военных расходов».

Миллионы литров водки

Во время войны латвийцы стали меньше пить. И вовсе не потому, что нацисты вели антиалкогольную пропаганду. Только во втором полугодии 1941 года из Латвии на передовую было отправлено около 2 миллионов литров алкоголя. Получалось примерно по пол-литра на каждого солдата огромной немецкой армии. За то же время каждый солдат получил почти по килограмму сахара (получается, что нацистские вояки пили кофе преимущественно с латвийским сахарком), десятки килограммов хлеба из латвийского зерна, много мяса.

Продукты забирались у крестьян в плановом порядке. Если крестьянин не выполнял план сдачи молока, его корову реквизировали. Из-за реквизиций гитлеровцами лошадей их поголовье уже к 1943 году сократилось в Латвии в полтора раза. А уже после освобождения Латвии от гитлеровцев республиканская Чрезвычайная комиссия констатировала, что реквизировано, угнано, уничтожено почти миллион голов крупного рогатого скота, более полумиллиона свиней, сотни тысяч овец, отобраны у крестьян 700 тракторов, более тысячи молотилок….

Итак, латвийцы трудились и приносили прибыль нацистам. Естественно, те стремились, чтобы местное население от работы на благо фюрера не отлынивало. В апреле 1942 года комиссар Риги Витрок издал указ, по которому все неработающие женщины в возрасте до 55 лет обязаны были зарегистрироваться в управлении труда для направления на работу. В 1943 года гитлеровцы пошли дальше и стали проводить днем облавы в парках, кафе… Пойманных принудительно направляли на работу. Выкладываться там заставляли хорошо: на некоторых рижских предприятиях рабочим даже угрожали поркой.

Сумма ущерба

Немецкая «законность» кончилась, когда вермахт начал отступление. Наступил период тотального грабежа. Перед уходом гитлеровцы отбирали у крестьян даже семенной фонд, угоняли скот, отбирали сельхозтехнику. В городах «эвакуировали» не только все, что плохо лежит, а все что только можно: промышленное оборудование, музейные ценности…

Шло массированное разрушение городов. В одной лишь Риге были разорены сотни предприятий (оборудование вывезено, здания нередко взорваны). Уничтожались мосты, дома, дороги. К примеру, на железных дорогах Латвии нацисты сумели разрушить почти две тысячи километров путей, несколько сотен мостов, более ста зданий станций.

Война воздействовала на некоторые города и районы Латвии покруче, чем недавний ураган «Катрина» на Новый Орлеан. В Даугавпилсе, Елгаве, Валмиере было разрушено более половины жилых домов. Не работали более половины электростанций. В хорошем или удовлетворительном состоянии осталось менее половины автомобильных дорог.

Самый большой ущерб от гитлеровской оккупации – не разрушенные мосты, не угнанный скот и не украденные захватчиками станки. За годы оккупации нацисты убили около ста тысяч мирных жителей, многие тысячи погибли после насильственной мобилизации в легион SS. Как измерить этот ущерб от фашистских злодеяний?

А вот экономический ущерб от нацистской оккупации подсчитать намного проще. Строго говоря, для этого даже не требуется создавать какую-либо специальную комиссию. Тем более расходовать деньги на ее содержание. Необходимая работа была проделана еще при советской власти. В изданной в 1985 году энциклопедии «Советская Латвия» говорится: «Немецко-фашистские оккупанты причинили народному хозяйству Латвии

ущерб, оцениваемый в два миллиарда рублей (в нынешнем масштабе цен)».

Заметим, что большой ущерб от гитлеровской оккупации не отрицают и нынешние латвийские историки. Почитаем подготовленную при финансовой поддержке комиссии по демократии посольства США в Латвии книгу «История Латвии. ХХ век». Ту самую, что президент Латвии подарила Путину. С помощью данного подарка Владимир Владимирович может узнать, что «Согласно некоторым расчетам, ущерб, причиненный оккупационными властями народному хозяйству Латвии в годы войны, приближается – в ценах тех лет – к 660 миллиардам долларов». Поясню: с учетом инфляции это миллиарды нынешних долларов. На такие деньги можно построить квартиры всем жильцам денационализированных домов, поднять минимальные пенсии и зарплаты до уровня прожиточного минимума и еще останется. Однако Сейм и правительство не спешат предъявлять претензии Германии. Конечно, можно говорить, что после войны Германия уже платила репарации СССР. Но ведь нынешняя правящая элита ЛР утверждает, что де-юре Латвия в состав СССР никогда не входила. (кстати, именно на этом и основано разделение на граждан и неграждан). Почему же тогда ЛР не требует компенсаций? Это заставляет задаться вопросом, не является ли нынешняя шумиха вокруг «ущерба, нанесенного тоталитарным коммунистическим режимом» лишь пропагандистским продуктом для внутреннего потребления? Способным, кстати, изъять кое-какие средства из госбюджета и еще более испортить отношения с Россией.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!