Депутат Сейма Андрей Толмачев предлагает перестать считать каждого покупателя потенциальным нарушителем закона.
В стране разгорелся скандал: часть латышских СМИ обвиняет «пчел» в том, что они выступают за несоблюдение директивы ЕС, а фракция ЗаПЧЕЛ в Сейме требует прекратить взимание налога «за пустоту». В чем же дело? Рассказывает парламентарий Андрей Толмачев:
— Сегодня при продаже потребителю любого пустого носителя (диск, видеокассета и так далее), а также устройства для записи (к примеру, видеомагнитофона) взимается особая пошлина — «авторское вознаграждение». Принимая такое решение, Сейм Латвии мотивировал пошлину необходимостью защищать авторские права в соответствии с директивой ЕС. Мол, вдруг на носитель запишут для личных нужд фильм или песню. Пошлина (в прошлом году — 158 740 латов) перечислялась Латвийскому агентству по авторским правам, а оно направляло деньги авторам. Но остается вопрос: а где гарантия, что человек использует носитель для записи чужой информации? Вдруг он, к примеру, хочет запечатлеть на видеокассете первые шаги своего ребенка? Или использовать носитель в связи с собственной профессиональной деятельностью? Пошлина все равно взимается!
По сути, всех латвийцев записали в потенциальные нарушители закона: если купил пустую видеокассету, то непременно для того, чтобы «пиратствовать» — записать чужой фильм или другую авторскую информацию. Что касается ссылок на ЕС, то надо учесть, что директива Евросоюза не содержит указания непременно взимать пошлину на пустые носители. В ней говорится лишь о том, что авторы должны получать «справедливую компенсацию за воспроизведение для личных нужд». Но есть и немало других способов, позволяющих обеспечить такую компенсацию. Увы, власти не раз следуют указаниям ЕС слишком ретиво. Вспомним, трактовку пожеланий Европы в истории с налогом на медикаменты — тогда звучали утверждения, что нужен девятипроцентный налог, а потом оказалось, что достаточно и пятипроцентного.
К сказанному Андреем Толмачевым можно добавить: сеймовская фракция ЗаПЧЕЛ подала поправки к закону, предуматривающие отказ от пошлины за пустые носители.



















