Там русский дух, и бунтом там не пахнет
Людмила НУКНЕВИЧ
Подозреваю, что спасительное чувство юмора отказывает мне едва ли не в единственном случае: когда цинизм превращается в прямое издевательство над людьми. Присуждение этого приза – тот самый случай.
Награда называется Призом общественного согласия. Вручил ее Эвии Папуле, главе департамента Министерства образования и науки, Фонд интеграции общества. По решению жюри из 20-ти экспертов.
Эвия Папуле – едва ли не первый в государстве человек во всем, что касается билингвального обучения и реформы образования. Министры приходят и уходят, г-жа Папуле несокрушимо остается на посту. «Я как кость в горле — ни проглотить, ни выплюнуть. Это еще мягко сказано. Точнее было бы – как заноза в заднице», сказала г-жа Папуле корреспонденту Diena.
Та же Diena несколько даже растерянно заметила, что наградить призом общественного согласия за реформу, которая вызвала едва ли не самые большие протесты за всю историю Латвии, — это большая смелость (uzdriksteešanaas). И бывший министр по делам интеграции Нилс Муйжниекс, вообще-то отличающийся крайней осторожностью в высказываниях, не удержался: «Очень необычный ход».
С г-жой Папуле я знакома не понаслышке. Свидетельствую: человек умный, на кривой козе воспаленных эмоций и невнятных аргументов не объедешь, цену себе знает и за словом в карман не лезет. Чего стоит, к примеру, ее реплика опять же опубликованная в Diena: «Во всяком случае 20 процентов наших чиновников вовсе не duraki в белых рубашках». Кто еще в нашей стране четыре пятых чиновников посмеет с легкостью отнести к разряду дураков в белых рубашках?
Но Папуле – на посту, и двигать реформу — ее дело чести, доблести и геройства. Хотя лично я не верю, что она и впрямь не видит, что реформа не благо, а вред и бред. Но, полагаю, г-же Папуле на чью-либо веру или неверие глубоко наплевать, ибо, повторю, она на посту. Тут самое время вспомнить, что лучшие из лучших наших чиновников, равно как и красные латышские стрелки, всегда отличались исключительной исполнительностью и преданностью полковому (цеховому) знамени. И — приказы не обсуждаются.
Хотя во что верит или не верит г-жа Папуле, мне на это тоже как-то… Ну разве что повод задуматься о том, что беспрекословная исполнительность и кровавый террор (если/когда прикажут) – одной группы крови. А также о том, что Владимир Ильич ошибался, утверждая, что революцию не делают в белых перчатках. Еще как делают, причем не в белых – белоснежных. Прибалты вообще любят, чтобы во всем были чистота и порядок.
Что же до цинизма двадцати экспертов Фонда интеграции, надевших на г-жу Папуле лавровый венок главного интегратора и радетеля общественного согласия, то «бесконечно радует» присутствие в жюри «самого» Сола Букинголтса. Как-никак внештатный, но советник нашего президента.
P.S. А что, если награда Эвии Папуле – изысканное издевательство Фонда интеграции над самой Эвией Папуле?.. Хотя вряд ли. Для этого нужны другие мозги и другая почва.



















