Елгава – в поле зрения ЗаПЧЕЛ накануне выборов
Елгава – город, в котором у 48 процентов населения родной язык русский. Но интересы этих людей представлены здесь слабо. Причины две: невысокая политическая активность местных русских и вторая – просто титанические усилия городских властей задушить эту политическую инициативу в зародыше. Однако в прошлом году мощная волна протестов против реформы русских школ разбудила елгавчан. Появились новые политические лидеры и просто инициативные люди. В результате на выборы в городскую думу идет слаженная и мобильная команда ЗаПЧЕЛ. И, как выяснилось из беседы в редакции Ракурса, с амбициозными планами.
Ракурс. На какое количество мест в Елгавской городской думе претендуют запчеловские кандидаты?
Сергей Невольский, 26 лет. Практикующий юрист, сертифицированный управляющий недвижимым имуществом.
– Максимально мы можем рассчитывать на три места,. минимум – на одно. У нас могут отнять несколько сотен голосов ряд партий, ориентированных на наш электорат. Которые создавались именно для этой цели при участии администрации города.
Ракурс. Как создавалась ваша команда?
– Началось с родительской конференции, организованной Штабом защиты русских школ в Риге. Именно с того события, с марта прошлого года, мы стали регулярно встречаться. Ежемесячно собирались елгавское объединение ЗаПЧЕЛ, елгавский родительский комитет. А осенью образовалась елгавское общество русской культуры «Вече», которое тоже принимает участие в наших собраниях.
Ракурс. Что побудило каждого из вас выставить на выборах свою кандидатуру?
Валентина Кудрявцева, 38 лет. Предприниматель. Активистка защиты школьного образования на русском языке.
– У меня три дочери. И этим все сказано. Одной 17, другой 16 лет, самой младшей – 9 месяцев. Как-то, участвуя в очередном митинге против реформы, я поняла, что, стоя в толпе, мало чего добьешься. Мы с братом стали искать единомышленников. Так и познакомились с Валерием Бухваловым и Сергеем Невольским.
Дайнис Пилотс, 40 лет. Сотрудник государственнолй почты.
– Я в ЗаПЧЕЛ уже три с половиной года и считаю, что это единственная партия, которая что-то делает для людей. Кроме того, и у меня две дочки, которые учатся в русской школе.
Ракурс. Как, будучи избранными в Думу, вы рассчитываете реально повлиять на жизнь города?
Сергей Невольский:
– Для изменений в жилищно-коммунальной сфере важно найти вариант коалиции и желательно иметь какие-то руководящие посты в самоуправлении города. В этом случае можно будет воплотить реальные проекты, записанные в нашей программе.
Ракурс. И что в ней написано?
– Рынок централизованного теплоснабжения будет либерализован путем внедрения альтернативных источников теплоснабжения. То есть тем потребителям, которые принимают идею альтернативных источников теплоснабжения, будет предоставлено такое право. Закон об энергетике позволяет это. Там также четко сказано, что самоуправление обязано заботиться о конкуренции на рынке энергетики и теплоснабжения. Сейчас этого не происходит. Есть один неплатожеспособный монополист, которого за наш, потребителей, счет пытаются вытащить из долговой ямы.
Нас должны поддержать коммерческие потребители. Нельзя бизнесмена, решившего открыть супермаркет на территории города и вкладывающего в это дело сумму с шестью нулями, загонять в угол: раз ты открываешь магазин, ты подключаешься к нашей городской трубе. Этот человек, опять же согласно закону об энергетике, имеет право выбора альтернативного отопления. А иначе не только он, но и мы, покупатели, вынуждены переплачивать за товары, потому что в них включена стоимость отопления. Сколько мы переплачиваем, можно только догадываться.
Что касается жилого фонда, то в настоящий момент 90 процентов домов обслуживаются централизованным муниципальным предприятием, то есть домоуправлением. Оно уже не домоуправление, но перемена названия сути не изменила. Плана развития никакого нет. Дома живут одним днем: есть какие-то накопления, они тратятся сегодня, нет – значит, ничего не происходит. Мы предлагаем, не повышая тарифов, ввести системы накопления, амортизационных отчислений. Таким образом мы сможем планировать бюджет и кроме того, надеюсь, привлечь европейские средства регионального развития на программы, связанные с энергоэффективностью И будем восстанавливать город.
Теперь относительно жилищной программы. Очередь у нас примерно из 200 семей. Мы хотим ускорить процесс получения квартиры. От момента, когда человеку решили дать жилье, до вселения проходит один месяц. Почему нельзя эту процедуру решить за неделю? Считаю, что нам это под силу.
Ракурс. В городе есть брошенные долгострои…
– Тут не все так просто. Практически все они в частных руках. Ждут момента, нужной экономической ситуации на рынке. Будет спрос – будет предложение. Дело в том, что в Елгаве не слишком выгодно реставрировать эти дома, прибыль на выходе не будет столь велика, как, например, в Риге. Но не исключено, что через год, через два эти дома начнут оживать.
Ракурс. Как вы в целом оцениваете деятельность городских властей?
Валерий Бухвалов, 47 лет. Учитель-методист, доктор педагогических наук, первый номер списка «пчел» в Елгаве.
– Городской бюджет сейчас составляет 20 миллионов латов в год. Но дело не в количестве денег, которые поступают в бюджет, а в том, способно ли самоуправление реализовать все потребности елгавчан этой суммой. Мы 14 лет наблюдаем, что мэрия не может удовлетворить потребности горожан. Ни когда было 10 миллионов, ни когда было 14, ни сейчас, когда 20. Почему? Потому что у нас очень слабый менеджмент города. Можно на выбор спросить десяток елгавчан: довольны ли они тем, что у нас происходит в городе, во всех сферах. Оценка большинства будет негативной.
Ракурс. А вы идете в думу…
– …чтобы доказать елгавчанам: городом можно руководить рационально и оптимально с точки зрения финансовых затрат. Вот это главная задача. Удастся нам что-то изменить или нет, это зависит от расклада сил, который станет ясным 13 марта, на следующий день после выборов.
Сергей Невольский. Сказать, что в городе ничего не делается, тоже нельзя. К примеру, построили во второй гимназии очень современный спортивный зал. Но я бы, честно говоря, лучше построил два жилых дома. Спорт, конечно, хорошо, но…
Валерий Бухвалов. Это капля в море. Мэра надо менять, он безынициативен. И даже промышленная зона в районе РАФа создана не потому, что мэр хороший. Просто работодатели решили в ЕС построить маленькие предприятия, чтобы иметь больший доступ на европейский рынок. Почему выбор пал на Елгаву? Потому что здесь есть еще люди, которые производили автомобили. Ведь в советские годы город фактически создавался, как гигант автомобилестроения.
Валентина Кудрявцева. А меня волнуют очереди в детские сады. Я думаю, эту проблему тоже можно решить. В 2001 русские садики просто закрыли. Некоторые помещения стоят пустые до сих пор, явно на продажу. Недавно в местной газете руководство писало, что очередей нет, что, мол, все это ажиотаж. Так вот, я пошла записывать свою 9-месячную девочку в русский частный детский садик. Оказалась 40-й. Значит, мой ребенок попадет туда не раньше, чем через год.
Ракурс. А в латышский не хотели отдать?
– Наверное, там есть места. Но мне хотелось в русский. Тем более, что заведующие латышских садиков не очень любят брать к себе русских детей.
Александр Стаселович, 31 год. Предприниматель. Активист защиты школьного образования на русском языке.
– Активность в Елгавской думе наблюдается только в последние 6 месяцев. Возникает вопрос: а что делали предыдущие три с половиной года? Информации никакой. А мне бы хотелось, чтобы население постоянно было в курсе того, что делается в думе. И обязательно нужно осуществлять переводы документов. Не каждый человек может составить правильно даже заявление на госязыке Необходим чиновник в думе, который помогал бы все сделать правильно. Людей, говорящих на русском, в городе много, и, между прочим, они платят налоги. Хотя их интересы здесь на последнем месте, если вообще кого-то волнуют. Вот и поэтому мы идем на выборы – чтобы изменить ситуацию.
Антонина Лунцевич, 25 лет. Юрист. Преподаватель и магистрант Балтийского русского института. Член Латвийского комитета по правам человека.
– Я много сталкивалась с правовой незащищенностью. Дума нарушает свои же правила, постановления. Был, скажем, материал о продаже исторического замка, который неизвестно как пошел на приватизацию, потом был продан, перепродан. Вообще в соблюдении процессуального гражданского кодекса нарушений много, и доступ в думе к информации очень ограничен. В отличие от Рижской думы.
Айнарс Галвиньш, 35 лет. Предприниматель, бизнес-консультант, начинающий писатель и актер.
– В Елгаве нет политиков, а есть научные сотрудники. Люди не понимают на выборах, чего от кого ждать. Хороший профессор не обязательно хороший организатор. А городу нужен хозяин. Приезжают сюда из Салдуса и Кулдиги и говорят: «У вас большой город, но пустой». Некуда гостей сводить.
Дайнис Пилотс, 40 лет. Сотрудник государственной почты.
– Город не только пустой, но и опасный. Особенно вечером. Освещение никакое, а патрулей даже в центре не увидишь. Объяснение находят простое – не хватает средств.
Дайнис Зариньш, 61 год. Командир пожарной части на железной дороге.
– Абсолютно согласен. Надо увеличить финансирование патрульной службы полиции. Но я бы обратил внимание и на нужды малообеспеченных людей. Давно пора ввести для них транспортные компенсации. И давно пора при таких дорогих медицинских услугах разработать и реализовать программу диспансеризации населения.
Максим Галкин, 26 лет. Выпускник экономического факультета ЛСУ. Активист защиты русских школ.
– Наверное, стоило бы ввести и единовременную финансовую помощь при рождении ребенка. А что касается компенсаций, то они, конечно должны распространяться и на медикаменты и медицинские услуги для детей, малоимущих и инвалидов.
Ракурс. Как вы представляете свою работу в случае избрания? Ваш голос будет иметь значение при выборах мэра, начальников управлений?
Валерий Бухвалов. Первый вариант. Мы в правящей коалиции – тогда начнем реализовывать все, что наметили. Если не будем в правящей коалиции, то выступим за договорные отношения, как, например, сегодня ЗаПЧЕЛ с правящей коалицией в Рижской думе. Третий вариант: мы в оппозиции с определенными договоренностями и с определенной поддержкой. И, наконец, глухая оппозиция. Не хочу об этом говорить. Поговорим после 14 марта.
Ракурс. Какие партии в Елгаве претендует на депутатские должности?
Валерий Бухвалов. Существует 15 списков. В отличие от прошлых выборов появился другие игроки и, в первую очередь, «Яунайс лайкс». Но это не наш конкурент. Они будут бороться за голоса латышских избирателей вместе с «зелеными», народной партией и тевземцами.
Ракурс. А чем завершились прошлые выборы?
– Зеленые и крестьяне, и соцдемократы получили тогда по 4 места.
Ракурс. Скажите, вас слышат в городе? Вы доводите свои идеи и предложения до людей?
Валентина Кудрявцева. Опубликовать что-то можно только за большие деньги. Как-то попытались пропустить безобидную информацию об общественной организации, сказали, так нам сказали, что все это реклама и за нее надо платить.
Ракурс. А как у вас отношения с предпринимателями Елгавы?
Валентина Кудрявцева. Бизнесмены нас понимают. Благодаря их спонсорской помощи удалось создать русское культурное общество «Вече». На нас даже посыпались обвинения, что это общество создано ради политики. На самом деле у людей было желание просто объединиться и получать возможность общения в своей среде.
Ракурс. У «Вече» есть какой-то административный аппарат?
– У нас есть попечительский совет. Встречаемся мы ежемесячно. Вся работа происходит на основе проектов. Любой человек может подать проект, который рассматривают и представляют в совет. Тот уже определяет, выделять ли на это деньги.
Ракурс. Какие утвердили?
– Преподавание старшеклассникам основ бизнеса. Есть и группы для будущих бизнес-леди. Сейчас раз в неделю бесплатно принимает психолог. Создан женский клуб.
Татьяна Алексеева, 37 лет. Музыкальный педагог. Консультант по межкультурному сотрудничеству.
– Неплохо бы в городе вообще разработать перспективную программу для клубов по интересам.
Валерий Бухвалов. Сегодня в городе публично не празднуется ни один русский праздник. С помощью «Вече» мы хотим поломать эту традицию. Сейчас планируем провести Пасхальный вечер, чтобы сделать для горожан праздник в русском стиле. Потом будет праздник 9 мая. Словом, задача этого культурного общества – восстановить добрые традиции русского населения




















