Голова у нас болит ― по разным поводам

418

Главное условие преодоления кризиса — солидарность общества. Но это условие правящая элита обеспечить не может в принципе. Поскольку неравноправие национальных меньшинств лежит в фундаменте второй республики, а Народный фронт в свое время боролся не столько с Москвой, в которой у него союзников было предостаточно, а с местным русскоязычным населением. Поэтому мы последние 20 лет и живем в напряженном ожидании, что новенького изобретут власти для того, чтобы поставить на место «оккупантов».

На минувшей неделе таких новостей было две. Во-первых, неутомимое ТБ/ДННЛ создало рабочую группу по подготовке механизма перевода всего образования на латышский язык. Во- вторых, правящая коалиция решила открыть закон о гражданстве для того, чтобы ликвидировать Управление натурализации.

Учиться по – латышски

Школа – механизм воспроизводства нации, и вовсе не удивительно, что государство всячески желает избавиться от русского языка в системе образования. Вначале его искоренили в вузах, а потом под предлогом обеспечения конкурентоспособности выпускников школ национальных меньшинств предложили упразднить и в средней школе.

Я всегда говорил, что подобная логика ведет к самому началу цепочки и что для достижения полной «конкурентоспособности» русских детей им нужно запретить произносить самое первое слово – мама!

Тэвземцы решили зайти с другого конца цепочки: для начала запретить говорить на русском в дошкольных учреждениях, а потом терпеливо ждать, пока воспитанные таким образом дошкольники окончат 12 класс.

Интересно, что в последние пару лет найдены новые аргументы, в пух и прах разбивающие эту, с позволения сказать, логику.

Во-первых, это статистика по этническому составу безработных. Опубликованная под нашим нажимом, она сразу показала, что удельная доля этнических меньшинств среди безработных на 30 процентов больше, чем у латышей. Среди лиц предпенсионного возраста это превышение составляет даже 90 процентов. А вот доля безработных среди выпускников школ с русским языком обучения абсолютно соответствует доле выпускников латышских школ. Стало быть, наше молодое поколение, несмотря на все школьные «реформы», идеально вписалось в печальную действительность, что и составляет истинный предмет головной боли тэвземцев.

Свой выбор в пользу обучения на родном языке сделали и родители. Если доля первоклассников в русских школах с 1998 по 2001 год упала с 27,6 до 23,8 процента, то с тех пор она неуклонно растет и в 2008/2009 году достигла 27,3 процента.

Возвращение в 1993 год

Ликвидация Управления натурализации (УН) и передача его функций Управлению по делам гражданства и иммиграции (УДГМ) с формально–управленческой точки зрения абсолютно оправдана. Первое учреждение в 2008 году приняло 2601 заявление, а второе – одних гражданских паспортов выдало 316687 да еще 99815 негражданских.

Но не стоит забывать, что УН сегодня остается единственным учреждением, в положение о котором вписана такая деликатная функция, как интеграция общества. А УДГМ на заре независимости прославилось отказом в регистрации 160 тысячам человек и несколькими тысячами принудительных выдворений.

Понимая, что само по себе обсуждение в Сейме закона о гражданстве – взрывоопасный процесс, правительство решило соответствующий законопроект утопить в бюджетном пакете из 75 единиц, где одна другой хуже. Глядишь, дискуссия об очередном повышении налогов все забьет. Ну, или наоборот, вопли «патриотов» при обсуждении закона о гражданстве заглушат стоны загнанных в угол врачей и полицейских.

Сам законопроект состоит из одной строчки – заменить УН на УДГМ. Даже не знаю, стоит ли подавать в него поправки. С точки зрения юридической техники следовало бы, ибо «патриоты» при последнем исправлении закона в 1998 году вложили в него столько ненависти, что там присутствуют ссылки на статьи, давно исключенные, и законы, давно отмененные.

А если по справедливости, то лучше бы подать отдельный законопроект о нулевом варианте. Ведь решились же «патриоты» в 1991 году признать гражданами 395 928 человек, у которых лишь один из родителей был гражданином, а второй – «оккупанто м». Признание гражданами Латвии оставшихся 351 425 неграждан, на мой взгляд, угрожает независимости гораздо меньше, чем очередной заем у МВФ.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!