Во вторник 15 сентября на заседании Совета совета общественных организаций разгорелись жаркие споры по весьма актуальному для русской общины Латвии вопросу: как оценить «программу реорганизации школ Латвии». По сути, дискуссия свелась к вопросу, почему при русском мэре в Риге закрываются русские школы?
Аргументы и факты
В общественной организации АРКОНА уверены: действия Рижской думы причинили большой вред русским детям и учителям. Вот данные подготовленного общественниками доклада. Перед новым учебным годом в Риге были закрыты 11 школ, из них 10 русских. То есть при новой думе русских школ ликвидировано больше, чем за весь период с 1991 до 2009 года. Старая дума весной уже рассматривала вопрос о закрытии нескольких школ. Тогда было решено их сохранить, что депутаты от «Центра согласия» ставили себе в заслугу. В итоге решение о закрытии было принято летом, а когда учителя вышли из отпуска, у них оставалось всего несколько дней, чтобы попытаться найти новую работу.
Что же вызвало ликвидацию школ путем объединения? Нехватка денег? АРКОНА оперирует такими цифрами:старая дума за несколько лет накопила 86 миллионов латов, текущее превышение доходов над расходами составляло 14 миллионов латов. То есть у новой думы в резерве оказалось сто миллионов латов. А экономия от «оптимизации» школ за год составит менее двух миллионов латов. В то же время закрытие школ привело к ряду негативных последствий для детей. Части первоклассников придется добираться до школы двумя транспортами. В 30–й школе учились ребята с неправильной осанкой, здесь работали 3 врача и медсестра, были классы со специальными партами. Пока неизвестно, будут ли созданы для них в другой школе аналогичные условия.
Возражение вызывает и утверждение, что русские школы приходится закрывать, поскольку в Риге уменьшилась численность населения, упала рождаемость, к тому же русские все чаще отдают детей в латышские школы. В докладе фигурируют такие цифры: ныне в школах учатся не 10 лет, как в советское время, а 12 лет, к тому же признано нецелесообразным обучение во вторую смену. Изменился учебный процесс, сейчас полноценный урок в классе с 40 учениками уже не проведешь. Словом, потребность в школьных помещениях должна быть не меньшей, чем раньше. Не снижается и число детей, которых отдают учиться в русские школы: в 2004 году он составлял 25 процентов от общего числа первоклассников, а в 2008 — уже 28 процентов. В Риге в 2004 году в первых классах русских школ начали учиться 2,5 тысячи детей, а в 2008 году — три тысячи.
За и против
Следующим слово взял депутат Сейма от «Центра согласия», руководитель общественной организации ЛАШОР Игорь Пименов. Выступление его было весьма неожиданным. Пименов не стал защищать Нила Ушакова и думскую фракцию ЦС. Он сказал, что во многом согласен с предыдущим оратором от АРКОНы. И добавил, что от имени ЛАШОР он написал письмо Нилу Ушакову, просил включить его организацию в рабочую группу, которая занималась «оптимизацией» школ, но этого не произошло. Он отметил также, что сейчас на селе закрыты десятки маленьких латышских школ, но в Латвии закрытую латышскую школу легче восстановить, поскольку закон гарантирует образование на латышском, а на русском — лишь разрешает. Поэтому восстановить русскую школу очень сложно.
Депутат городской думы Екабпилса «пчела» Наталия Чехова сравнила отношение к нелатышским школам в Риге и в Екабпилсе. Она рассказала, что в Екабпилсе в польской школе учатся всего 86 школьников. Явный недобор, но у думы и в мыслях не было закрыть эту школу. Чехова сообщила еще об одной характерной тенденции: часть детей, которые начинали учебу в латышских школах, проучившись несколько лет, переходят в единственную в городе русскую школу.
Опытный педагог Елена Матьякубова напомнила, как отстаивали свои школы в Латвии еврейская, польская, литовская диаспоры. Они сумели «достучаться» даже до президента Затлерса, тот выступил в защиту их школ, и учебные заведения продолжают работать.
Учительница Елена Бердникова обратила внимание еще на один аспект проблемы: по ее мнению, при нынешней системе оплаты труда педагогов школе с большим числом учеников легче успешно функционировать. Аналогичную аргументацию привел депутат Рижской думы от «Центра согласия» Виктор Глухов. По его словам, школы закрывать необходимо. Причем «оптимизацию» провели не для того, чтобы сэкономить деньги на закрытых школах, а потому, что крупным школам жить легче. Что ж, тоже аргумент. Но почему он прозвучал только после выборов? Напомню, несколько месяцев назад «Центр согласия» в своей программе не упоминал и никак не обосновывал необходимость закрытия части школ. Более того, тогда некоторые его кандидаты в депутаты с гордостью говорили о том, что они защищали русские школы. Те самые кандидаты, что придя к власти, поступили с точностью до наоборот.



















