В буднях Сейма иногда возникают мистические ситуации. На прошедшей неделе Сейм обсуждал закон, позволяющий на латвийских бойнях забивать скот по мусульманским и иудейским правилам. Закон нужен одному екабпилскому предприятию, имеющему шанс заработать на поставках мясной продукции для шведских мусульман. Обычный, «европейский», способ забоя скота нацелен на то, чтобы уменьшить страдания животного. При «европейском» забое животное сначала быстро оглушают, затем умерщвляют и спускают кровь. Но для того, чтобы мясо соответствовало мусульманскому понятию «халяль» или иудаистским правилам кошерной пищи, животному должны перерезать горло, пока животное еще не потеряло сознание, и кровь должна обязательно вылиться на землю. Латвийское общество друзей животных распространило видеозапись забоя скота на кошерной бойне в Штатах. Зрелище, доложу вам, мерзкое – корову переворачивают в специальной люльке вверх ногами, режут горло, потом ставят на ноги и позволяют, шатаясь по загону, умирать в потоке собственной крови, хлещущей на пол. В четырех странах ЕС, в том числе в Латвии такой забой скота был запрещен. Теперь вот, под давлением экономической необходимости и «мясного лобби», его разрешили. Перевес в пользу соответствующего закона составил лишь пару голосов. Депутаты ЗаПЧЕЛ голосовали против.
С первого взгляда может показаться, что главным мотивом нашего голосования был протест против бессмысленно жестокого отношения к животным. Отчасти это так. Мы действительно считаем, что те правила, которые имели санитарное значение четыре тысячи лет назад, ныне выглядят бессмысленным издевательством. Древние семиты страдали из-за того, что торговцы им часто всучивали под видом свежего мяса всякую падаль. Было решено поставить забой скота под общественный контроль – в присутствии наблюдателей животному перерезали горло, и если кровь энергично лилась на землю, то мясо признавали пригодным в пищу. Сегодня такие меры потеряли актуальность, поскольку свежесть мяса гарантируется другими способами.
Но если шведские мусульмане не готовы полностью поступиться принципами, то конфликт между традицией и современностью можно разрешить при помощи компромисса, который предложили чиновники латвийского правительства. Они обещали принять правила «ритуального» забоя, согласно которым после первой же тонкой струйки крови на пол животное оглушают привычным способом и дальнейший слив крови уже не приносит страданий. Поскольку технический компромисс возможен, не жестокость забоя стала главной причиной протеста нашей партии. В большей степени нас возмутило ускоренное продавливание закона через парламент вопреки протестам экологических организаций и деликатности вопроса как такового. В нормальных странах в таких случаях законопроект отправляется на дополнительное обсуждение, в ходе которого его сторонники и сомневающиеся тщательно исследуют каждую деталь, чтобы найти решение, за которое потом не будет стыдно. А у нас политическое бескультурье – правящие «задавили массой» и оппозицию, и собственную совесть. Вот, собственно, и все событие. Далее начинается мистика.
Когда на пленарке объявили обсуждение закона о «ритуальном забое», первыми на тему накинулись… национальные филологи и радетели латышского языка – Друвиете и Курсите. Может, случайность? Ан, нет. Запах крови избирательно возбудил именно главных патриотов. Черным вороном приземлился на трибуну Карлис Шадурскис. За ним прошагал «вечный легионер» — Висвалдис Лацис. На скотской теме отметился Юрис Добелис, походя, успев призвать к физической расправе над оккупантами. Эстафету в кровавом шабаше перенял Петерис Табунс, укорив непричастных к скандалу китайцев за то, что те жрут собак… Националисты упражнялись в любви к животным, фарисействовали и морализировали. Итог их красноречия подвел Владимир Бузаев: «на то, чтобы обсудить судьбу пенсий для четырехсот тысяч пенсионеров вам было достаточно сегодня десяти минут. А об участи четырехсот скотов вы готовы говорить часами». Владимир не прав – как могут беды пенсионеров сравниться со свежей говяжьей кровью! Похоже, что в следующий раз, когда через Сейм пойдет подобный закон, придется брать с собой чеснок и серебряные пули.



















