Свет мой, зеркальце, скажи…

6564

Центр политики «EiroCivitas» недавно провел интересное исследование о преподавании сложных и противоречивых вопросов истории XX века в школах и музеях Латвии. Участие в проекте приняли 400 двенадцатиклассников латышских и русских школ.

Исследователи установили, что фактическим материалом по истории Латвии русские и латышские школьники владеют примерно одинаково. Но отношение к фактам во многих случаях диаметрально или существенно противоположное. В каких именно случаях? Начнем с совпадений в ответах.

Похоже…

Обе группы школьников положительно оценивают празднование 18 ноября – день основания Латвийской Республики. Обе группы признают, что возможна различная интерпретация одних и тех же исторических событий. Тех и других больше интересует рассказ и пояснения учителя, нежели материалы учебников. Треть латышей и половина русских старшеклассников считают, что тексты учебников вообще малопонятны, а две трети русских убеждены в их тенденциозности, и они бы с большим интересом изучали историю на русском языке.

Влияют на изучение истории TV, кино, видео, посещение музеев. В меньшей степени – радио, пресса, Интернет. Лишь шестая часть тех и других школьников готова жить в двухобщинном государстве, в котором бы одна община не вмешивалась в дела другой, отмечала только «свои» праздники, черпала информацию только из «своих» СМИ.

Небезынтересно и то, что половина латышей и две трети русских респондентов признают, что псевдореформа образования 2004 негативно повлияла на взаимоотношения латышей и русских.

Не похоже

В чем отличны мнения наших детей? Рассказываем.

80 процентов латышских учащихся считают, что русскоговорящие жители ЛР влияют на страну «негативно» или «скорее негативно». Русские дети с этим мнением не согласны.

Больше половины латышских школьников убеждены, что 17 июня 1940 года СССР оккупировал Латвию. С этой точкой зрения согласилась всего треть учащихся русских школ.

Двое из трех латышских учеников ответили, что в 1944-1945 году СССР Латвию оккупировал. Ровно столько же русскоговорящих уверены, что Советский Союз освободил Латвию от немецко-фашистской оккупации. 20 процентов детей в обеих группах ответили, что СССР Латвию одновременно и освободил, и оккупировал.

Воспитанники латышских школ (70 процентов) поддерживают мнение, что на русских лежит историческая ответственность за репрессии и депортации, проводимые карательными органами СССР, но только 10 процентов считают, что латыши ответственны за Холокост (уничтожение евреев в Латвии в 1941-1942 году). У русских школьников мнение противоположное.

Отлично отношение детей к некоторым некоторым праздникам и памятным датам. Например, День Победы все учащиеся русских школ оценивают положительно; латышских — 50 на 50.

Шествия легионеров Waffen SS 16 марта вызывает резко противоположные оценки: две трети латышей оценивают их «положительно» или «скорее положительно», а 80 процентов русскоговорящих – «негативно» или «скорее негативно».

Помочь русским превратиться в латышей?

Тревогу вызывает и кардинальное различие взглядов латышской и русской молодежи на отношения двух этнолингвистических групп. Более половины латышей поддерживают ассимилятивную модель «латышской Латвии»: «государство должно помочь русским превратиться в латышей». 80 процентов русскоговорящих выбрали модель «мультикультурной Латвии», в которой латыши и русские не разделены по национальному признаку, а дружат, сотрудничают, помогают и обогащают друг друга. Эту модель поддержала и треть латышей.

Учащихся русских школ волнует и проблема безгражданства. Лишь у 10 процентов опрошенных оба родителя автоматически получили гражданство ЛР. Также более негативно, чем латыши, они оценивают социально-экономические перемены в Латвии после 1990 года.

К сожалению, 25 марта 1949 года лишь треть респондентов из обоих групп связала с депортацией жителей Латвии. Пятая часть школьников считает, что это день Ялтинской конференции или смерти Сталина. Треть вообще никак не ответила на этот вопрос.

Не знали дети и о Константине Чаксте – латышском моральном лидере сопротивления нацизму, впоследствии погибшем в концентрационном лагере. Его называли и министром иностранных дел ЛР, и председателем Верховного Совета ЛССР. Как известно, этих должностей Чаксте никогда не занимал.

Вывод, который сделает внимательный аналитик данных исследования, таков: школа – это действительно зеркало общества. И если мнения и знания детей нам не нравятся, нас не устраивают, мы, взрослые, должны посмотреть на себя в зеркало. Дети ведь — наше отражение.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!